форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Форум Траяна

Я начиталась русских путеводителей и решила опубликовать здесь выдержки из моей курсовой по архитектуре Рима. Я писала работу по форуму Траяна и теперь как непогода уляжется – побегу сделаю фотографии. А пока даю необходимое вступление.

В Риме я оказалась первый раз в 2009 году, но уже способной набросать расположение храмов на форуме и даже чуть-чуть представляя себе и ранее христианство и римское барокко. Но приехала я тогда смотреть ТОЛЬКО форум Трояна. В 8 утра от Термини, пешком, притащились мы с чемоданами в музей форума и потребовали нас впустить. Кстати нам действительно открыли - на полчаса раньше и даже спрятали наш почему-то непомерный багаж. Так вот это самая первая фотография. Это первая секунда как я увидела его

траян 1 раз2009.jpg
это взгляд из крыла "администрации" форума в сторону храма обожествленного - он располагался за колонной, которая чудом уцелела на своем месте


Но прежде чем пуститься в описание архитектурных красот форума Траяна, восхититься пространственными и конструктивными решениями, техническими совершенствами, выразительностью форм, а так же попробовать провести некоторые исторические параллели в поисках прототипов столь зрелой роскоши, для начала хотелось бы обратиться к религии римлян, потому как понимание цели и идеи этой грандиозной постройки – римского форума, невозможно без понимания римского духа.

Религия италийцев, - народности рациональной, прозаичной, властной, народности «законодателей по природе», складывалась в условиях социальных отношений, фундаментом которым служило абсолютное подчинение авторитету. И религия эта строилась на исполнении сложных, многословных обрядов. При самом скромном из которых должно было присутствовать непременно два жреца – один из них читал бы обращения к богам, второй по книгам отслеживал бы верность всей процедуры. Духовные должности не отделялись от государственных. От жреца совсем не требовалось специальных знаний или особой склонности – достаточно было отличится на совещательных собраниях или на поле битвы. Впрочем особняком держались несколько братств, но про это отдельная история.

Так или иначе, в этот период человек предпочитал окружать себя заботой богов - от колыбели до могилы. Повсюду он видел проявления их воли и силы. Как только младенец отнимался от груди, как рядом с ними уже присутствовали три богини: одна учила его есть, другая пить, третья спокойно лежать в своей постельке. Как только ребенок вставал на ноги и начинал ходить рядом с ними тотчас появлялись четыре другие – одна отвечала за шаги сделанные из дома, другие две следили за его шагами по возвращению домой. И так далее, вплоть до того, что некоторые из божеств были не более чем прилагательными в молитве. Юпитер - был высшим божеством, ему возносились все песнопения, а в тени его процветали многочисленные культы: «Благополучие века», «Благополучие римского народа», «Милость императора», или например храм «страха и бледности», который воздвиг Тулл Гостилий.

«Многобожие развилось у них путем отвлеченного анализа, тогда как у греков оно было плодом воображения и энтузиазма», - так пишет о царивших верованиях Гастон Буасье в своем труде «Римская религия от времен Августа до Антониев». И даже когда греческая мифология напоила поэзией зияющие пустоты биографий этих «безжизненных» богов и одарила их внешним обликом, древней богине Весте ведь никогда не было позволено воздвигнуть статую или памятник – она всегда являлась в виде неугасимого пламени и огонь в ее храме поддерживался весталками столетиями.

Римская религия, впрочем как и искусство, находясь на перекрестке необычайно развитых культур – этрусской и греческой, жадно вбирали в себя многочисленные заимствования и очень быстро адаптировали их под свои нужды. Однако еще со времен глубочайшей древности обнаруживаем мы, а затем отмечаем присутствие в культуре спустя более тысячелетия, - искоенее верование в то, что каждый умерший становится гением хранителем, покровителем, богом – Ларом для своих близких. Именно в этой интимной вере и следует искать истоки возникновения не только феномена римского скульптурного портрета, но и создания уникальных по своему значению и размаху архитектурных сооружений.

Возникновение апофеоза императора историки связывают с возданием последних почестей Гаю Юлию Цезарю. Обезумевшая от горя и гнева вооруженная толпа, собравшаяся тогда на его форуме, разгоряченная музыкантами, хорами и чтением монологов из трагедий, протестуя против выноса тела на Марсово поле, подожгла погребальное ложе и начала кидать в костер все чем могла поддержать его – ветви деревьев, скамьи, собственные одежды, в то время как рабы охваченные жаждой разрушения бросились поджигать соседние дома. Почти божеские почести, которые воздавались Цезарю еще при жизни, как потомку Венеры, как завоевателю далеких, почти сказочных стран – Галии и Британии, теперь, посреди этого страшного волнения привели к народному требованию обожествить его. На следующий же день на форуме Цезаря, около храма Венеры, самопроизвольно, организовался новый культ – сюда приходили граждане, чтобы совершать жертвоприношения, а побежденные Цезарем народы выражали свою скорбь по обычаям своей страны. Желая избежать продолжения волнений, по решению сената, жертвенник был снесен, но в театре Помпея был помещен золотой трон, утверждая вечное присутствие среди живых Гая Юлия и были даны народу игры в честь открытия храма Венеры на форуме Цезаря. А в следующем – 45 году культ нового бога был утвержден официально и быстро распространился по всем прилегающим землям. Так со времен первого Цезаря, под восточным влиянием падким на воздаяние почестей, Галлия, Испания и Африка начинают строить алтари и храмы в честь культа императора, призывая его покровительство, защиту и обращаясь к нему с молитвами. Религия Рима ритуалистическая, а значит, вокруг культа был образован сонм жрецов и по свидетельству Тацита в подобных храмах «задавались празднества истощавшие богатства».

Для римского общества, а значит и его архитектуры, - характерна выраженная картина иерархии. Иерархии смыслов. Иерархия для римлян наипервейшая система построения и организации мира. Римлянину важна идея подчинения главному и устремление к максимальному соответствию назначению. Поиск этих ускользающих смыслов и делает древность столь увлекательной для изучения. И именно таком случае форум* является идеальным объектом для рассмотрения.

Форум (лат. forum), - в Древнем Риме площадь, рынок, ставшие местом общенародных собраний, центром политической жизни. Здесь находились храмы главных богов - покровителей города, базилики для суда и других целей, здания для заседаний сената или городского управления (главный форум Рима - Форум Романум). Развиваясь с VI в. до н. э., в имперский период форумы превратились в парадные архитектурные ансамбли, окаймлённые портиками и украшенные статуями (форум Траяна в Риме, 111-114, архитектор Аполлодор из Дамаска).

Подробнее: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/3468/Форум

Продолжение следует
Tags: рим, универ, форум
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments