форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Незаметная Атлантида России

Оригинал взят у daniil_skitalec в Незаметная Атлантида России
Когда современный архитектор или искусствовед хочет познакомиться с историей русской культуры, он читает научные статьи, например на сайте Русарх, или эти же статьи в соответствующих книгах с тиражом до 3000 экземпляров. Общую информацию можно почерпнуть из учебников по истории русской культуры.




И что же современный архитектор и искусствовед узнает из этих источников? Он обязательно изучит наследие Византии и то, как оно "русифицировалось" в Новгороде на примере десятка памятников. Будет точно знать существовали ли галереи у церкви Покрова на Нерли или нет, узнает подробности датировок соборов владимиро-суздальского зодчества 12-13 веков на примере пары десятков памятников, раскроет для себя черты итальянизмов в московском зодчестве 16 века в полусотне примеров. Ценитель классицизма просмотрит развитие культовой архитектуры в столицах в 17-18 веках, а особо интересующийся попробует разобраться в истоках эклектики второй половины 19 века. А как же народное зодчество, ведь в нем сокрыты истоки культуры? Конечно, и в этом ищущему помогут монографии по уникальному северному деревянному зодчеству.







09240372  [2011-09-24]
Церковь Казанской иконы Божией Матери в с.Курба Ярославской области.
1770 год. Уникальный 16-тилепестковый ротондальный четырехстолпный храм.





Освоив эти темы и найдя для себя собеседника, архитектор-искусствовед будет долго рассуждать о том, что после 16 века наступил упадок церковного зодчества и его "обмирщение", оппонент будет доказывать, что вершиной является Русский классицизм, а голос со стороны скажет, что все это варварство, вот в Византии там да - вечный источник творчества, вершина вершин. И никто не скажет о чем-то малозаметном, но действительно важном.


Есть одна область в русской культуре, таящаяся до поры, которая несет в себя колоссальный потенциал, и при этом она практически сегодня неизведанна. Этот гигантский пласт при всей своей очевидности скрывается от взора исследователей до сих пор, находясь буквально перед глазами. Конечно, если ездить по отдельным населенным пунктам, то можно обнаружить книжки местных краеведов, но в академической среде, комплексного анализа этот феномен еще не получил.






06_16 at 19-28-27
Церковь-колокольня преп. Исаакия, игумена Долмацкого (ярусный объем) и Благовещенская церковь в с.Степановском Московской области.
Храм-колокольня построен в 1732 году. Представляет собой уникальное сооружение с нестандартной композицией.







Да, я сейчас говорю о сельских приходских храмах второй половины 18 - первой половины 19 веков. Это совершенно уникальное явление, потенциал которого сейчас трудно оценить, настолько он колоссален для нашего культурного развития уже в обозримом будущем. Пласт, вобравший в себя всю эволюцию русского зодчества, воплотивший самые смелые и уникальный творческие замыслы, вскрывший неакадемическую культуру Руси. Почему так?

На днях я занимался поиском отправных точек для новых подходов развития приходских храмов и решил, как обычно, просмотреть в хронологическом порядке. Меня интересовал любой феномен, связанный с массовым строительством храмов, хотел узнать при каких социальных условиях происходит эффективное культурное развитие, проявляющееся в строительстве новых храмов.







09248017  [2011-09-24]
Церковь Петра и Павла(колокольня) в пос. Поречье-Рыбное.
1779 год. Высота 94 метра. 7 по высоте колокольня в России
и самая высокая негородская колокольня.




И просмотрел такой параметр как количество храмов, построенных за определенный период. На сайте соборы.ру есть фильтры поиска, по которым можно формировать общности церковных объектов по дате их постройки и региональной привязке. Конечно, в базе данных есть неточности, но когда мы рассматриваем общую картину, то единичные нестыковки становятся незначительной погрешностью.


Месяца два назад была составлена карта храмов России, на который можно увидеть хартленд русского православия. Фактически им является Центральный регион с характерным шлейфом в Северо-Восточном направлении.







Карта храмов России







На основе этих данных я сделал фильтрацию по областям и датам, занес количественные значения в таблицу и получил площадную сложенную диаграмму, которая наглядно показывает зависимость между хронологическими фрагментами и количеством построенных храмов (график увеличивается при нажатии):









пласт культуры




Хронологическая шкала имеет деления кратные четверти века, количественная шкала показывает сколько храмов было построено за данный промежуток времени. Период до 17 века не показан по нескольким причинам: сохранившихся древних каменных построек не так много, но даже, если бы они все сохранились, то их масса была бы все равно незначительной. Другое дело, тут не учитывается культурный пласт, не поддающийся исследованию - деревянные сельские храмы, которые постепенно заменялись на сущесвующие каменные постройки, формирующие тело диаграммы. Но это как раз и приводит нас к выводам о важности наследия, появившегося между серединой 18 и серединой 19 веков, как проводнике к традиции прошлого.



При первом взгляде становится очевидно то, что незаметно в при ином рассмотрении. За 50 лет на границе 18 и 19 веков в Московской области было построено  более 350 храмов, в Ивановской -  более 250, в Ярославской -  более 450 и т.д. Всего более 3000 церквей в центральном регионе за 50 лет или по 60 храмов в год. По сравнению со всеми предыдущими периодами, это количество впечатляет своей массой - больше, чем суммарно во все предыдущие периоды. И в этой массе сокрыт действительно ценный и уникальный источник для развития культуры сегодня. Кто ездил по селам центрального региона это понимает.








IMGP5667
Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и Успения Пресвятой Богородицы.
Между 1780 и 1797. с.Ухтома Вологодской области.








В этом году, впервые в истории Совет ЕС принял Заключение по культурному наследию, которое указывает важность его в качестве стратегического ресурса устойчивого развития. Документ определяет целостный политический подход  Евросоюза к культурному наследию и признает его уникальным и невозобновляемым ресурсом, одним из основных активов всего европейского региона. Мы не состоим в ЕС, поэтому на нас, к сожалению, эти поставноления не распространяются. Сожалеть тут есть о чем - в Европе поняли, что неконтролируемая застройка и утрата исторического наследия любой архитектурно-художественной ценности приводит к потере полноценной культурной среды. Без материальной ретроспективы, формирующей культурный субстрат, невозможно эффективно развиваться, пространство перестает быть интересным для пребывания людей, градус культурной жизни снижается.






06_17 at 16-03-33
Церковь Сошествия Святого Духа. с.Шкинь Московской области. 1794-1798. Двухколоколенный храм.
Ниже: фотография 1915 года






x008p060b









На сегодняшний день феномен приходского храма России 18-19 веков мало изучен, а наследие этого периода формирует основной культурный капитал, создавая отправную точку и контекст для создания архитектурной среды будущего. При всей важности этого наследия, оно на сегодняшний день является самым быстроутрачиваемым наравне с деревянным зодчеством - эти храмы часто не являются памятниками, к их реставрации относятся пренебрежительно, часто не проводятся консервационные работы, реконструкции приводят к полной утрате памятников, ремонты уничтожают интерьеры и детали фасадов, настоятели меняют остатки старых иконостасов на современные с низкой художественной ценностью, облезлая маслянная живопись для них не представляет ценности и забеливается, завершения храмов переделываются в угоду моде...







09240444  [2011-09-24]








Ценители русской архитектуры восхищаются древнерусскими музеефицированными памятниками, и смотрят снисходительно на сельские приходские храмы дожившие до наших дней, мотивируя неинтерес распространенностью явления, мифическим "обмирщением традиций". Но в реальности, именно этот пласт, как живущий сегодня, окружающий нас сегодня, единственно удерживающий неурбанизированное пространство центральной России, создающий культурный каркас и являющийся уникальным явлением, не имеющим аналогов в мире - он определит будущий вид архитектурно-культурного пространства, он несет в себе уникальные черты визуальной культуры. Каждый храм этого периода единственен и неповторим, даже если был создан по типовому проекту, всегда вносились коррективы и формировался неповторимый контекст, что говорить о нетиповых решениях! Сохранение и изучения этого наследия во многом определит способность к устойчивому развитию в будущем, а сейчас надо уже думать как его сохранять...







Давайте распространять эту мысль?












Tags: архитектура, мне
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments