форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Концепция "Третьего места"

довольно занятно. похоже на мои размышления. существование "третьего места" - вот что привлекает меня в Италии. здесь жизнь исторически ведется людьми на улице. в прямом силе этого слова. не обязательно даже сидеть в кафе. можно присесть на ступеньки лестницы, у фонтана, устроиться поудобнее на скамеечке, уйти в парк. и как только ты занимаешь позицию наблюдателя или скажем так - указываешь на себя как на человека "не занятого" как окружающая среда моментально меняется по отношению к тебе, ты тотчас становишься частью игры, которую автор статьи называет "социализацией". я не говорю на языке, но несмотря на это обрастаю всяческими знакомцами, которые считают своим долгом поддержать хотя бы элементарный разговор. а вообще - все вокруг пускаются в длительные и судя по всему весьма увлекательные и приносящие радость беседы. да что там поудобнее устроиться?! итальянцы готовы остановить машину и вступить с человеком на обочине в какое-нибудь обсуждение. что говорить о тех, кто одновременно движется по улице, в особенности навстречу друг другу. и вот эта радость общения невероятно ценна и важна для них. я же "дикая тварь из дикого леса", только научилась по-человечески здороваться спустя год. впрочем навсегда потеряла несколько "контактов" - мои глаза для приветной улыбки не ищет ни лавочник напротив, ни пиццемен по соседству. они знают - я не умею себя вести. как же мы обедняем свою жизнь тем, что составляем лишь "важные" для себя контакты. те, из которых считаем можем получить хотя бы минимальную пользу, тогда как вот она - радость жизни, радость человеческого общения и есть смысл :)


Оригинал взят у raelrulez в Концепция "Третьего места"

Интересно было узнать, что помимо так называемого "третьего сектора", есть еще "третье место". Это абсолютно разные концепции. Третий сектор - это то что не входит в сектор производства товаров и услуг и в сектор государственного управления, то есть является третьим после них, но в то же время в него не входит частная жизнь. Этот третий сектор является общественным. Это разнообразные общественные организации, партии, движения, объединения. Позже к ним стали прибавлять и новые общественные движения, то есть неформальные объединения. Очень любили эту концепцию сторонники постмодернизма.

Рэй Ольденбург предложил новый антропологический подход - концепцию третьего места. Человеческая деятельность разделена на три части: дом, работа и то что не является ни работой ни семейными делами. Современный человек обустроил свой дом, ему сейчас очень удобно дома. На работе все процессы тоже доведены до автоматизма, в целом, человек не напряжен и выполняет работу с удовольствием. Что касается пребывания в общественных местах - кафе, кофейни, бары, таверны, салоны красоты, книжные магазины, бильярдные, почтовые отделения, аптеки и прочие места "тусовок", - то и здесь можно увидеть красивые дизайны интерьеров, вкусную еду, удобную мебель, приятную атмосферу и т.д. Однако, эти третьи места утратили значительную часть своих положительных свойств, которые они выполняли в прошлые времена. И самая главное из них - это неформальное общение, которое скрепляло общество в единый организм.

Третьи места запрещали все диктаторы. Сам Гитлер поднялся именно в пивнушке, но придя к власти запретил их. Наоборот в США, таверны сыгравшие объединяющую роль в войне за независимость (1775-1783 гг.), после не были запрещены. "Встречи завсегдатаев в местных тавернах во многом стали предтечей повсеместного развития местных сообществ предшествовавшего Революции и позже оказавшегося ключевым для управления городом и его районами - пишет Сэм Уорнер, изучавший таверны Филадельфии (первой столицы США (1790-1800), место принятия Декларации независимости (1776) и Конституции США (1787)). - Регулярные встречи друзей, мужчин одной профессии приводили к созданию клубов разных видов и степеней формальности - от систематических встреч на партию в бильярд до пожарных бригад и политических группировок. Бенджамин Франклин и многие общественные нововведения его политического кружка продемонстрировали потенциал этих неформальных групп, образовавшихся вокруг таверны. Они обеспечили город каркасом из социальных связей и, когда, началась Революция, позволили быстро создать отряды милиции, сформировать эффективные корреспондентские комитеты и инспекции, организовать массовые сборы городского населения и руководить ими" [1][Clinard M.B. The public drinking house and society // Society, Culture, and Drinking Patterns. New York, 1967. Цит. по: Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места "тусовок" как фундамент сообщества. / Пер. с англ. М., 2014].

Современные третьи места утратили свое былое значение не потому что их запрещает политический истеблишмент, но во многом конечно, так как изменилось само общество - рост благосостояния привел к атомизации общества, стал доступным индивидуальный досуг, в том числе разнообразное телевидение. Также изменилась архитектура городов - третьи места стали менее доступными. Кроме того, третьи места стали стремиться увеличить выручку.

Конечно, еще существуют заведения, в которые можно спокойно прийти в любое время и найдешь там себе собеседника, с которым можно легко, на позитиве за кружкой пива или бокалом вина поговорить обо всем на свете и не о чем конкретном, но таких заведений мало и чаще они не в твоем районе. От себя добавлю, что в России культура пития последние сто лет постоянно деградировала. Она постоянно находилась под давлением, отсюда деградировала и система общественного питания. Мануэла Хёльтерхоф посетила в 1983 г. Дрезден в Восточной Германии и позже писала, что "убогость кулинарного искусства и малочисленность ресторанов во многом являются нарочитыми, и это только частично объясняется немецким вкусом или отсутствием еды высокого качества. Кафе, в которых люди могут задерживаться не на один час, обсуждая тяготы дня, потенциально являются рассадниками несогласия - следовательно, лучше ограничиться минимумом. В Дрездене асоциальная основа коммунистического общества становится кристально ясной" [2][Ольденбург Р. Третье место...].

Главная особенность третьего места - это позитивный настрой. Человек в третьем месте смеется больше чем дома или на работе. И смеется над непридуманными шутками или заученными анекдотами, а прямо происходящим тут же комичными ситуациями. Кроме того, он получает среди завсегдатаев себе массу приятелей и друзей. Третьи места - это те места, в которых происходит социализация.



Tags: италия, сугубо личное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments