форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

В Готическом зале

Это одна из любимых моих церквей. Я впервые оказалась там буквально на третий день. Что странно. До таких вещей не часто добираются и специалисты. Очень много первоклассных памятников по городу. А уже если турист, так только если случайно забредешь под эти своды. Было поздно. Мы были в районе Колизея совершенно измотанные многокилометровым пешим обходом и на закате. Последние лучи коснулись древных могучих стен возвысившихся на высоком холме и я решила – и вот туда тоже. Да, несмотря ни на что, и туда нам тоже сегодня очень надо. Мы взяли и эту вершину, и не зря.


Фотография 1879 года до переноса угодий монастыря и начала застройки района.



Два, расположенных друг за другом средневековых двора внутри святой обители – крепостные стены, которые сдались лишь раз – во время пожара устроенного норманнами в 1084 году, а после были преведены в порядок и с тех пор сохраняли свою цитадель, - они и теперь удерживают свое суровое молчание. Из их глубокого средневековья тяжело пахнуло лаком по уходу за старым-старым деревом и тонко древней сыростью. И вдруг откуда не возьмись по сторонам возникали белые осколки античного узора как флешбэки, или возносились такие разные античные колонны, замурованные в стены из узкого кирпича, изготовленного вручную. Или вот уютные крохотные тяжелые дверки, неожиданно оказавшиеся в объятьях мраморного портала. Как и единственное крошечное окошко, брошенное на высоте будто случайно на плоскость многометровой пустой стены. А вот и фреска-обманка, а над ней портик XVI века… Ты ступаешь туда как зачарованный странник. Я совсем недавно увидела это огромное тело, похожее на древнее чудовище, а точнее на самый настоящий «корабль спасения», что выситься среди всех его окружающих черепичных крыш, с соседней крыши и - поразилась ему еще один раз.


Фотка с крыши отеля по соседству.

Внутри гигантского чрева царит светлый дух суровых монахинь-августинок. («Первая община их образовалась в Иппоне, под главенством Перепетуи, сестры Августина. Устав их изложен в 211-м письме Августина. Первый августинский женский монастырь основан в Венеции в 1177 г. папой Александром III, и первой его аббатиссой была принцесса Юлия, дочь императора Фридриха I” – и так далее и тому подобное у Брогауза и Эфрона. А еще интересная книжка иеромонаха Феодора “Аскетические воззрения Преподобного Иоанна Касианна Римлянина”) Если вкраце, то св. Августин размышлял в первую очередь о спасении. Ум он рассматривает как возможность созерцания, а так как ум по природе богоподобен, то благодаря уму человек сопрекасается с божественным. Идеал жизни и есть - созерцание Бога. Грехопадение же состоит в том, что ум человека однажды отвернулся от Бога и отворачивается. Но каждый человек, по Августину, – это вместе с тем воля, процесс жизни человеческой есть процесс развития воли, которая движет его к созерцанию Высшего. На деле этот орден держит очень суровую аскезу. Особое внимание уделяет дисциплине, уединению и размышлению. И нередко храм Четырех Коронованных Мучеников закрыт, как пишут сестры – на уединение. Вот например с 28 мая они уходят на месяц в “ретирит” – гласит объявление.


Фотография фотографии из Путеводителя храма Санти Кватро Коронати в Риме. Интерьер.

Я тогда впервые вошла в этот просторный молельный зал, перебирая тонкой подошвой мозаику пола, исполненную Космати в XII веке, под ангельское пение. Где-то высоко на десятом небе из золотых облаков и святых отцов, и святых, и всех сил небесных дрожали высокие прекрасные женские голоса. Орден августинок помимо прочих суровых требований к кандидаткам выдвигает необходимым условием хороший музыкальный слух и голос, если уж не музыкальное образование. Их службы – это звучание средневековых церковных гимнов. Высокий старческий хор в котором лидировали два юных, светлых голоса завораживал.


Фотография фотографии из Путеводителя храма Санти Кватро Коронати в Риме. Апсида церкви. Фрески Джовани да Сан Джовани.


На второй раз я оказалась там уже специально. Я шла послушать службу и разглядеть затворниц. Но службы не было, зато мне открыли крошечный средневековый дворик, в котором жил фонтан, цветы и птицы. А еще сотни осколков римского мрамора исщерпленного раннехристианским граффити


Фотография так называемого раннехристианского граффити. Мрамор из коллекции дворика церкви. Оранта

Дальше я стала просто изредка бывать там и потихоньку разглядывать, на первый взгляд скромные, но достойные и почитаемые произведения. И ни раз возвращалась и возвращаюсь в капеллы этого монастыря. В том числе уже позавчера мне довелось попасть и в знаменитый Готический зал, который открыли совсем недавно.

Фрески во дворце виднейшего кардинала, который обустроил здесь свою резиденцию после великого пожара Рима в начале XI века, - неподалеку от Латерана (на тот момент именно в соборе на Латеране располагалась папская резиденция), относятся к так называемому “светскому искусству”. В Италии вообще было принято излагать жизненную позицию, убеждения, размышления не только по стенам церквей. Символы, шутливые намеки, аллегории, благоприятствующие дому астрологические прогнозы, языческие боги – это общество в котром проводил свое время человек, оставаясь в доме. Никаких обоев в полосочку. Добрые пожелания себе и семье, приятные воспоминания, цели и принципы, законы мироустройства. И общественные помещения служили людям для увековечивания своей истории. И чем просвященее был человек, тем сложнее и изобретательнее излагал он свои мысли в образной форме. Личные комнаты такого мыслителя – его “кабинеты”, наверное самое занятное для гурмана. Таковы например и знаменитые станцы Рафаэля в Ватикане или назидательные картины Доброго и Дурного правления в Сиене. В таких залах ведут переговоры, пируют или ожидают высокопоставленное лицо и здесь могут прежде ознакомиться с размышлениями хозяина по разным поводам, которые непременно приведут к философской беседе достойные умы. Размышления на темы Времени, устройства вселенной, богословия и икономии (что с греческого домостроительство) – то есть учение о действиях Божиих в отношении мира и человека: творении, Промысле, Воплощении, спасении, запечатленены во фресках палаццио, в таком называемом Готическом зале.

О том, что это было нечто впечатляющее современников, и тех, кому позже доводилось это видеть, у нас, с момента создания залов есть письменные тому свидетельства. Так известно, что росписи этой комнаты послужили темой для диалогов между художником Чимабуэ и его другом. Я не стану рассказывать тут ни о Митре, ни о Янусе и других старых римских богах, или о концепции Троицы, или идеологических противопоставлениях исторических лиц и существующих доктрин, ни слова о месте человека в мироздании и уж тем более молчок о высшей земной - папской власти. Нам оставлено целое зашифрованное послание. И про это уже огромная книга есть. Интересная!!! Но на итальянском. Мне на английском кусочки из нее на экскурсии и пересказывали.

Короче, искали эти фрески кучу лет. Но искали всегда по нижней части пятнадцати метровой стены – а нижний регистр не сохранился. Сохранились своды! Их роспись нашли только в 1996 году. И стараниями реставраторов вручную раскрывали ровно-пре-ровно 20 лет. Только что открыли.

Я вообще-то просто хотела рассказать тут об одной итальянской паре чуть за семьдесят.

Дело в том, что на экскурсию в Готический зал августинской церкви нужно записываться. В связи с дисциплиной уединения обитель не держит двери открытыми. В определенные часы можно пройти и осмотреть храм. Внутри, слева от алтаря есть дверка – там иногда бывают светские смотрители и за пять евро они пустят еще постоять во дворик. Если же турист пошел настырный – начитался путеводителей, то для такого есть другая дверка. В большом внутреннем дворе. Над закрытым окошком в его единственном вестибюле есть колокольчик древний. В него нужно позвонить. Если вы попросите пройти в капеллу папы Сильвестра и сделаете любое пожертвование, то вам уже автоматически откроется еще одна древняя дверь и вы увидите росписи XIII века. Но если вы совсем уже маньяк, то заранее свяжетесь с монастырем и запишитесь по электронной почте на экскурсию. Стоимость билета 10 евро. Ждать иногда можно и несколько месяцев. Есть на итальянском и на английском языках. И за этим надо внимательно следить, потому что какая-то женщина из присутствующих страшно возмущалась. Быть может даже приехала откуда-то издалека, чтобы обо всем об этом поподробнее разузнать, ждала, билеты заказывала, волновалась перед выходом, все ли выключила, а тут по-английски и следующую экскурсию еще пару месяцев ждать или вообще как повезет.

Я вот тоже переживала – как бы не опоздать и подошли мы к крутому подъему за полчаса до начала экскурсии. Решили пока обойти квартал – позырить чего как, а может и кофе выпить. Мы очередной раз забыли что кварталы Рима это понятие обширное и главное что непредсказуемое. В итоге мы добрели до Латерана и оттуда длинным кругом заходили, через акведуки, на древние ворота шли. В конце концов пришлось прибавить шаг, потому что до начала экскурсии оставалось уже 5 минут. Кстати, в кварталах Латеранского холма, никаких симпатичных заведений. Знайте об этом! И в тот момент мой телефон позвонил – из монастыря уточняли если соизволим быть. Я закричала соизволим-соизволим и мы еще прибавили шагу.

На парковке, которая служила раньше площадкой подвесного моста, красовался новехонький гиганский мерседес. Возле него крутился водитель, который только что почтительно проводил до ворот монастыря чрезвычайно парадную пару. Я отметила в первую очередь для себя их машину, потому что такими в Риме обычно пользуются только туристы. У состоятельного человека здесь до семидесяти под задницей Ферарри или спортивная Альфа Ромео, или раритет какой, а то и Веспа. Если с водителем, то – Мазератти. Итальянцы вообще изобретательны в своем выборе и при этом вовсе не вульгарны. Интересно, подумала я, кто решил потратить двести евро, чтобы заехать на эту горку. Все остальное уже проходило в полнейшем тумане, потому что я переключилась на фрески и вела себя как шестилетняя девочка в Эрмитаже, которая рассталкивает всех и практически залезает в рот экскурсоводу. А жаль! публика собралась отменная, жаль что остались какие-то урывки.

Возле крутой лестницы на второй этаж в монастыре отшельниц царило небывало оживление. Действительно, вся наша группа была в сборе. Сверху, по крутой узкой лестнице еще продолжали спускаться запоздавшие с предыдущего сеанса посетители, пока новоприбывшие пребывали в нетерпении. Среди них важно расхаживали служители. Предвкушение вообще прекрасно, а тут мы попали в целое облако ценителей. На мерседесе, как выяснилось, приехали главные гости. Синьор и синьора в почтенном возрасте, горку им и правда уже не взять. Только что из парикмахерских. От него пахло старомодным одеколоном, а цвет лица его указывал на недавние контрастные компрессы от приличной барберии (которые сохранились здесь и оказывают услуги по ежедневному бритью или же ухаживают за вашей бородой). На нем был изящный темно-синий пинджак, на шее строгий галстук, белоснежный платок горел в своем кармашке. Старая, но видно что любимая, удобная выходная обувь. Превосходные запонки. Мне удалось рассмотреть героя так близко потому, что как только несознательные иностранные граждане ломанулись по лестнице, где ели разойдешься вдвоем, он тем временем, чуть приостановил поток и урегулировал его, - для начала пропустив свою даму вперед и широким движением руки преграждая путь жаждующим прервать ее торжественное шествие. Матрона, с изящной укладкой, в старом римском тяжелом золоте, в юбке и классическом пиджаке, мерно поднималась по древним ступеням. Конечно, необходимо было этот миг продлить, он был уместен и прекрасен по своей сути. Потому что далее синьор повелительным взором остановил всех прочих мужчин и начал пропускать вперед себя и других взрослых женщин. Ну, конечно же, и я должна была включиться в ритуал, и как младшая пропустить перед собой более почтенных, так сошелся бы паззл, в назидание двум американцам, почему-то в одежде колонизаторов, которые в нетерпении прижались к моей спине. Привычка не отпускать экскурсовода (тем более плохо владеющего английским языком) от себя дальше чем на шаг, все-таки взяла вверх и я стремглав, прервав тягучую сцену, кинулась из-под руки синьора на ступени, и поспешила вслед за его супругой. Мне важно ведь и первой войти чтобы сказать свой первый Ах! важно увидеть сначала пустой зал, свободное от людей пространство, дабы обнаружить работу архитектуры в разных режимах. И я несомненно вызвала неудовольствие, но в ту же секунду оправдала себя тем, что все же мы не на великосветском приеме и не на красной дорожке. Хотя их пара безусловно заслуживала приз. Около семидесяти, но такие ухоженные, внимательные к миру и к друг к другу, не потерявшие интереса и вкуса к жизни! Истинные неторопливые римляне, которых мы зовем между собой “транквилло”, их здесь много раскидано по площадям. Вот теперь заказали себе на целый день комфортабельную машину и после легкого обеда заехали проверить свои сокровища, чтобы неслышно их обсудить. И что большая редкость для старшего поколения – они превосходно владели английским. Это выяснилось когда милейший гид запуталась в английских словах и неожиданно он, а затем почти вся группа пустилась в уточнение терминологии, перекатывая словечки между несколькими языками.

Мы русские, не смогли похвастать знаниями. В компании кроме нас обнаружилась еще соотечественница, которой однако было так скучно, что ей пришлось тотчас вынести стул, на который она уселась с таким лицом, что ее казалось стошнит. Кстати, так и не успела обнаружить ее спутника, но сомневаюсь что возможно принимать такие виды путешествуя в одиночку. Кроме того, в составе группы присутствовали настоящие англичане - супруги (он страшно похож на Генри Мура). Два каких-то два громких иностранных умника во главе групп поддержки в лице коллег или семьи. Два тихих умника, вероятно из местной профессуры, историки искусства. Гневливая соблазнительная итальянка, которая ничего не понимала и сначала шипела, а потом громко ругалась после экскурсии. Две дамы – которых я не пропустила и две юные француженки, которые так же как и я, и все как одно яростно строчили в свои блокнотики. Больше никого не разглядела. Вопросы после экскурсии были достойны конференции. Основной состав группы - однозначно специалисты или люди знающие или интересующиеся, если только не считать несчастной русской девы и “колонизаторов”, которые в конце концов спросили только одно – зачем нужен был такой большой зал и как теперь его можно использовать. Тем не менее до конца этой встречи всем заправлял синьор в костюме. Дирижер. Маэстро. Он был так прекрасен, что я жалею что им как следует не налюбовалась. Он действительно почитал выход в музей со своей супругой за светский раут. Он был весь исполнен ритуала. И требовал привычного внимания. Глядя на суетливых пожирателей знаний и рассеянных туристов, эта пара умудрялась получать особое удовольствие устраивая себе в придачу к изысканным интеллектуальным упражнениям весь этот "пиплвотчинг", как говорят не-русские.

Я вспомнила об этом сегодня, когда пересказывала другу впечатления от посещения Готического зала церкви Четырех коронованных мучеников. Подумала что пока всё тороплюсь куда-то, что так и не научилась устраивать праздник из простого дня, или пусть даже из ничтожного повода - например: “как правильно подняться по лестнице”. То есть я пока еще не умею созерцать. НО! Зато я знаю что в моей воле к этому стремиться.)
Tags: общедоступное, поток сознания, рим
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments