форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь и домонгольские фрески

Оригинал взят у ajushka в Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь и домонгольские фрески

Перед поездкой в Псков я получила от Инги inga_ilm просьбу зайти в Мирожский монастырь и сфотографировать древние фрески. Возле монастыря я была прежде, но внутрь не заходила - не паломница я совсем, всегда робею в таких местах, потому снимаю обычно снаружи. Но раз надо, отправилась сразу же с поезда по дороге в гостиницу. Храм был открыт, я написала записочки на своих друзей о здравии, помянула усопших, но оказалось, что Спасо-Преображенский собор, который интересует Ингу, РПЦ не принадлежит, это музей, рано утром он был закрыт, так что вернулась туда снова после заселения в гостиницу уже налегке. Кроме меня, билет в собор купил ещё один мужчина, который так же тщательно снимал своды храма.
Немного сведений об этом монастыре, почерпнутых в интернете.




Информация отсюда Фотографии и видео - мои. Снимать со вспышкой там нельзя, освещение не самое яркое.





Основание Спасо-Мирожского монастыря связано с именем Св. Преподобного Нифонта, новгородского архиепископа, занимавшего владычную кафедру с 1130 по 1156 год, хотя точных документальных подтверждений этому нет.
Для возведения в Пскове монастырского храма был выбран византийский тип крестово-купольного храма, крестообразный облик которого был подчёркнут пониженными угловыми помещениями.



Однако в процессе строительства первоначальный облик храма был сильно изменён. Когда строительство церкви подходило к концу, зодчие получили задание надстроить с западной стороны угловые палатки, вследствие чего храм приобрёл кубический объём.




По ссылке можно прочитать сложную историю с предположениями научных работников о том, кто и почему мог иметь отношение к строительству и убранству храма. Там целый исторический детектив, кому интересно.



Далее переношу информацию из Википедии.





Спа́со-Преображенский Миро́жский За́величский монасты́рь — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится в Пскове, при впадении реки Мирожа (откуда и получил своё название) в р. Великую, в районе, называвшемся За́величье.



Здание храма неоднократно подвергалось затоплениям, ведь рядом протекают сразу две реки, пусть даже Мирожа выглядит практически ручьем.



На переднем плане - река Мирожа, на дальнем - Псковский Кром (Кремль).


Монастырь расположен на стрелке двух рек, неоднократно подвергался затоплению, сильнейшие отмечены в стенах монастыря:
1886 год
1900 год
1928 год
1960 год
2011 год
В апреле 2011 года, из-за резкого подъёма уровня рек Великой и Мирожи 9 апреля, монастырь был затоплен, в Стефановом храме вода стояла высотой 1 метр, началось просачивание воды в Спасо-Преображенский собор с фресками 12 века, служба МЧС оказала помощь в откачке воды.




Порадовалась, что МЧС у нас такое сознательное и помогает культуре.



Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей.



По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века. Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации.



Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др.



В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению.



Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря.



Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900-1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года.



Ныне Спасо-Преображенский собор представляет собой музей, богослужения в нём не проводятся.
Богослужения в Спасо-Преображенском соборе проводятся братией монастыря в определенные праздничные дни.




Для Инги, у которой есть профессиональный интерес к состоянию фресок, наснимала и фотографии, и видео, пусть в интернете останется подробная информация о том, что сейчас в храме происходит.



Информацию по поводу реставрации узнавала у нескольких людей, она разнится.



По одной информации, работы проводят специалисты-реставраторы с образованием, делают это тщательно и со знанием дела.



По другой - начало реставрационных работ было положено профессионалами, но вскоре, как это часто бывает, "деньги кончились", на объект пришли простые работяги, которые не понимают всех тонкостей. Какие-то фрески были стерты почти до стен в прошлых веках.



Конечно, тут есть свои сложности, связанные не только с современностью.



Так, в XVII древние фрески были просто забелены. На рубеже 19 и 20 веков побелку решили смыть, но тогдашнему монастырскому духовенству фрески показались недостаточно правильными, так что артель иконописцев начала писать поверх прежних икон свои, в частности, пририсовали бороды безбородым.





Про фрески подробно можно прочитать тут.



Время не пощадило фрески Мирожского собора. Забеленные в XVII-XVIII веках, они были обнаружены в 1858 году и полностью раскрыты в 1889-1893 годах, но лишь для того, чтобы вновь оказаться записанными в "старом стиле".



Реставрационное раскрытие памятника завершилось только в 1983 году, но и сейчас на значительных площадях, где фрески сильно утрачены, оставлены записи конца XIX века.



Тем не менее мы можем составить общее представление о стиле мирожских росписей.



Богатейший колорит фресок, где, кажется, использованы почти все известные в средние века краски, построен на контрастном звучании насыщенных, часто разбеленных тонов, как бы сияющих на интенсивном голубом фоне.



Прекрасное понимание пропорций и умение точно вписать многочисленные сюжеты в интерьер памятника, не нарушая его форм и не перегружая плоскости стен изображениями, что позволяло гармонично сосуществовать живописи и архитектуре, - все это выдает в мирожских мастерах опытнейших монументалистов.



В целом же фрески Мирожи стоят особняком среди современных им памятников, не обнаруживая прямых аналогий ни с древнерусскими росписями XII века, ни с многочисленными фресками Византии и ее провинций.




Как видите, и сейчас в центре храма стоят леса. Реставраторов в день моего визита туда я не увидела. Зато есть такое странное подтверждение их работы: некая дыра в стене, в которой стоят деревянные распорки. Как уж деревянные палочки могут сдержать вес стен, не знаю, выглядит это весьма странно.

Вид с другого берега реки Великая.



Больше фотографий, кому нужны детали, можно посмотреть на яндекс-фотках, если нажать на любую фотографию и листать в стороны.



В храме, кроме меня, был единственный посетитель, молодой мужчина, который так же подробно фотографировал и снимал фрески. Мы с ним разговорились. Оказалось, что он приехал одним поездом со мной из Москвы на один день именно ради этого храма и этих фресок, вечерним поездом возвращался в Москву. Узнав, что я тут по поручению Инги Ильм, проникся уважением и просил передать ей привет. Имя его я, к сожалению, забыла. Но привет передаю:) Вот так ментально Вы побывали со мной в Мирожском храме, там звучало Ваше имя, Инга.



Храм Апостола и Первомученика Стефана
Стефановская церковь представляет собой надвратный храм на подклете. Построен на месте более древней, 1406 года. Очень нарядный, окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. В храме проходят регулярные Богослужения. Храмовый иконостас представляет собой уникальные фресковые росписи работы архимандрита Зинона. Кроме того, в храме находится список 1998 года с чудотворной иконы Божией Матери Мирожская-Оранта, явленная чудесным образом в 1198 году[5]. Более древний список с иконы - 1583 года, находится в Псковском государственном музее-заповеднике[6]. Кроме того, в числе почитаемых святынь — икона великомученика Пантелеимона XIX века, привезенная со св. горы Афон, Тихвинская икона Божией Матери, Николай Чудотворец, частицы мощей многих святых со всего света. При монастыре работают иконописные мастерские, мирожские иконописцы являются продолжателями традиций византийских мастеров, расписавших собор в XII веке. В подклете Стефановского храма оборудована выставка современной иконы. В монастырском корпусе имеется трапезная.





У входа собралась небольшая толпа людей без определенного места жительства. Уж зачем - поработать на территории в качестве трудников или просто поесть, не знаю.

Место тихое, людей практически не было.


Tags: мне
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment