форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Про ЕГЭ

чрезвычайно интересные и думаю полезные родителям, размышления о школьной математике

Оригинал взят у metrika в Про ЕГЭ
В этом году по материальным причинам много занималась со школьниками, готовила к ЕГЭ и ОГЭ. Экзамены прошли, самое время поделиться впечатлениями.

Конечно, выборка не очень большая. Но только в одном случае я могу сказать, что школа делает все, что нужно, просто ребенку требуются дополнительные занятия. Все остальное так или иначе проблемы школы.

Первая, и самая яркая группа - это, извините, претенденты на мою внутреннюю премию "Дебил года". В одном случае я подозреваю органические нарушения и полную необучаемость. В другом - человек потерял математику где-то классе в четвертом и решительно сопротивляется попыткам ее вернуть. Подозреваю, таких тьмы и тьмы. Чрезвычайно интересно, что оба ученика довольно успешны в школе и получают отнюдь не двойки, а балансируют между тройкой и четверкой. Как же так получается? Дело в том, что в обоих случаях логику, знания и абстрактное мышление им заменяет память и интуиция. Просто звериное чутье и неплохая зрительная память. Получается неважно, по свойствам психики человек не может систематизировать знания и понимать абстракции или просто решительно не хочет. Выходит из положения он с помощью интуиции. Мне приходилось видеть совершенно чудовищные решения, которые, тем не менее, приводили к правильному ответу. А именно это и нужно в первой части ЕГЭ и ОГЭ. Напротив, многие из тех, кто хорошо мыслит и понимает математику, не могут выдать безупречный ответ из-за невнимательности или волнения. Происходит чудовищная несправедливость.

Вторая группа, на удивление обширная, - это прекрасно мыслящие ребята, которым школа просто недодала нужных знаний. Как правило, это обычные школы без всяких углублений, которые тем не менее дали неплохую базовую подготовку. В каждой школе уровень этой базы разный. Но во всех случаях, когда ко мне обращались, она была ниже возможностей ученика. И во всех случаях обращались поздно. Безумно обидно. Как правило, все эти ребята кроме школы ходили на какие-то курсы. Родители и дети считали, что этого достаточно. И только весной вдруг начинали подозревать, что чего-то не хватает.

Сейчас скажу важную вещь: курсы - это выкинутые на ветер время и деньги. Тот, кому курсы могут помочь, вполне может подготовиться самостоятельно и бесплатно. Сейчас просто лавина всевозможных бесплатных уроков и курсов в сети. Просто тьма бесплатных и очень хороших материалов для подготовки. Просто завал неплохих форумов и групп, где можно получить квалифицированную обратную связь. Это с лихвой перекрывает все, что вам могут дать курсы.
Если же человек не может воспользоваться всем этим самостоятельно, то гораздо эффективнее курсов будут редкие и/или дистанционные занятия с репетитором. Не подозревайте меня в том, что я ругаю курсы, потому что они отнимают у меня учеников. После курсов все равно приходят ко мне. А вот я сейчас скажу вещь, которая подорвет мое материальное благополучие гораздо сильнее. Если у вас тяжело с деньгами и вы не можете платить московским репетиторам, найдите преподавателя в провинции и занимайтесь с ним по скайпу. Это будет стоить вам в 2-3 раза дешевле (иногда дешевле курсов), а качество ничуть не хуже. Занятия по скайпу чуть уступают в темпе, усложняют контакт, но зато экономят ученикам время и силы. А родителям деньги.

Третья группа - это ученики сильных математических классов, мечта репетитора. Я отдыхаю душой, когда после до тошноты надоевших егэшных задач приходится разбирать что-то оригинальное, разнообразное и красивое. И если ребенок одаренный и собирается поступать по олимпиадам, то это то, что нужно. Но вот если он будет конкурировать по ЕГЭ, то тут, как ни странно, проблема.

ЕГЭ - это спорт. И он требует постоянных тренировок. А математические классы дают хорошую разнообразную математическую подготовку. Если посадить рядом учеников этих классов и тех, кто натаскивается на ЕГЭ, и дать им любой вступительный экзамен доегэшной эпохи, то пропасть будет очевидна. А вот на ЕГЭ как бы не получить обратный результат.

Ну и, к сожалению, в тех матклассах, с которыми я сталкивалась, расцветает неприкрытый снобизм. Учитель ориентирован на кучку особо талантливых ребят, а всем остальным предлагается справляться самостоятельно. Но это, кстати, общая проблема. Учитель сейчас поставлен в такие условия, что не может адекватно работать с целым классом. Просто в обычных школах ставку делают на слабых, в продвинутых - на сильных.

Если вам не надело, еще пара общих впечатлений.

Абсолютно у всех категорий провал в базовых навыках. Тех, что даются в 5-8 классах. Навыки счета и преобразований выражений. Например, подавляющее большинство испытывает затруднения в извлечении неизвестного из знаменателя или в преобразовании многоэтажных дробей. Другое дело, что одни этого просто не умеют, а другие делают медленно или склонны ошибаться. В 11 классе уже поздно доводить это до автоматизма, надо заниматься другими вещами. А в средней школе то ли детей жалеют, то ли и так загрузка большая. Но нет другого способа получить надежную базу, чем прорешать миллион примеров. Какой бы талантливый ребенок ни был, придется поработать задницей.

Чем больше хороших доступных материалов для самостоятельной подготовки, тем меньше ребята могут ими воспользоваться. Выросло поколение, которое привыкло учиться индивидуально с преподавателем. Не понимают массовых объяснений (отсюда бесполезность курсов) и тем более печатных материалов. Сесть и просто разобрать готовое решение, прочитать книжку с последовательным изложением темы, сопоставить с другим источником и сформулировать свои вопросы подавляющее большинство не может. Не потому что глупые, а просто навык не сформирован. Это я даже не по школьникам сужу, а по студентам.

С нагрузкой у старшеклассников патовая ситуация. Школа по факту норовит отожрать как можно больше времени. Дети выходят из школы в 4,5, даже 6 часов. При этом фактически большинству школа не в состоянии дать всего необходимого для поступления. Поэтому после школы ребята вынуждены ездить по курсам и репетиторам. И когда-то еще делать домашнее задание (и школьное, и от репетиторов). У кого угодно тут случится физическое и нервное истощение. В этом смысле самый благополучный ученик в этом году у меня был спортсмен на экстернате. Но там другие проблемы.

Tags: образование, ссылка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments