форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

вместо вступления. коротенько - минут на сорок ;)

Всякое безбожие исходит из фальшивого смешения или фальшивого разделения бытия творящего и сотворенного. Франц фон Баадер.

Из 60-ти полотен Караваджо разбросанных по всему миру, 23 находятся в Риме. Хранятся в частных коллекциях, государственных музеях, но что самое главное – располагаются в церквях. На тех самых местах – для которых и написаны. Так этот изгнанник Рима – хулиган, педарас и убийца, сумел заставить ни одно поколение верующих переживать свой религиозный экстаз.

Например, из Деяний святых апостолов, нам известно, что Павел был призван уже после Воскрешения. По дороге в Дамаск, куда он отправился вооруженный мечом и с некоторым войском, дабы убивать неразумных христиан. Он был одним из ярчайших умов своего времени, сын более чем состоятельного книжника, изучал древнегреческих философов, потом состоял учеником главнейшего из раввинов и вообще – приличный человек, римлянин по происхождению. И вот вдруг в пути он услышал глас с небес – в прямом смысле этого слова, который обратился к нему по имени и сказал: Савл, Савл, что ты гонишь меня? И….

«Савл встал с земли, и с открытыми глазами ничего не видел. И повели его за руки, и привели его в Дамаск». Вот как описано это чудо в Библии. Весьма скупо, смею заметить. Не знаю кто как владеет своим воображением, но мне это событие раньше весьма условно представлялось. Ну только если вспоминалась картина «Христос в пустыне» – есть такая у нашего Крамского. Какая-то пустыня, камушек, на него присел человек и сидит – задумался что он собирается делать в Дамаске, например.

Революционер света, как принято его называть в учебниках по истории искусств (и действительно – вся мировая живопись делится на до-караваджийский период и живопись после Караваджо), демонстрирует здесь божественный свет - тот что для начала заставил Савла пасть наземь. Караваджо материализует то мгновение, о котором ничего не сказано в Библии.



Обращение Савла. 1604 г.
Это конечно не хорошо - размещать произведения такого уровня здесь в таком не настоящем виде, но даже если бы слайд был превосходный - монитор у всех отколиброван по-разному…

Поэтому нужно попробовать представить себе эту работу в том самом свете церковной капеллы, в которой обычно молящийся стоит на коленях, и где полотно занимает почти всю стену целиком. И зря туристы бросают в автомат монетки, чтобы ненадолго им включили электрический свет. На нее нужно смотреть в полутьме, вот как есть - в тусклом луче из окна, в колеблющемся пламени свечей. И пусть там давно уже и не копия. Оригинал исчез или похищен еще при жизни Караваджо и снова им повторен. Но именно так и случается тот самый пресловутый гезамтунсверк, о котором говорил Вагнер в середине 19 столетия. Замысловатое словечко еще раньше схватила история искусств – гезам-тун-сверк, и ввела как термин в науку это размывание границ между мирами. Это почти мистическое ощущение целостного. Цитирую: «Единение искусств, идея художественного преображения действительности, методом воздействия всех жанров искусств» - таково точное определение данное этому явлению еще в 1801 году.

Молельня монсиньора Тиберио Черази, заказчика Караваджо, расположена в самой глубине гулкого средневекового собора Санта Мария дель Пополо. С 10 десятого века в нем создавались молельни величайшими из художников и велись службы и сейчас трепещут свечи, стелиться ладан и все так же звучит орган. Построена эта небольшая комната - капелла была в 1430-х и принадлежала одной знатной фамилии. Однако выкуплена Черази и украшена монсиньором в самом начале восемнадцатого столетия – в 1604 году, в хвастливой новой манере позже прозванной барокко. Алтарный образ и лепнина здесь от одного из основателей болонской Академии живописи - http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=547 - Анабале Карачи. А Караваджо создает Обращение Савла и напротив него пишет еще один свой шедевр - Распятие Петра.



Так украсил свою комнату для беседы с Богом этот Тиберио в честь Успения Марии...

* всё вышесказанное небольшое предисловие к тому, что такое видеть картину в музее. В ситуации, когда она вырвана из своей среды. Из храма ли, со стены гостиной или спальни. И как важно поставить серьезный свет. Как важно уметь представить для сюжетов соседство. Продумать, точнее срежиссировать визуальные эффекты, предлагая зрителю смену впечатлений и паузы для их осмыслений. Не менее важна и сама концепция выставки. Хорошая выставка всегда что-то заявляет. Задает некую тему для размышлений. И занятно, что ты можешь согласиться или спорить... Так складываются настоящие диалоги с Искусством и его жрецами
Tags: Рим, картинки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments