форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

День первый (вечер)

1.1.jpg

День начал клонился к вечеру, когда мы наконец достигли монастыря со странным названием, которое переводится с сербского как - Баня неподалеку от города Прибой. Монастырь посвящен Николаю Чудотворцу и на самом деле ничего удивительного в его названии нет. С древности это лечебный курорт. Первые письменные упоминания о существовании здесь горячего источника восходят к 12 веку. Монастырь был нанесен на географическую карту арабским путешественником и ученым - Идриси - Абу Абдаллахом Мухаммедом ибн Мухаммедом (http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/162176/Идриси).

Согласно преданиям здесь излечился от болезни ног Святой Савва (1174-1236), от болезни горла король Урош I (1243-1276), поправлялся израненный в битвах король Стефан Дечанский (1274-1331), посещали источник и многие другие властьпридержащие. Считается, что первая, небольшая каменная церковь на этом месте была выстроена по приказу Уроша. Теперь она восстановлена на прежнем фундаменте (только закончена, в прошлом году). Этот первый храм и собрат его, чуть более поздний – сохранившийся, стоят тесно прижавшись друг к другу, высоко в горах, над глубоким ущельем, а за ними, по территории монастыря, пересекая ее с юга на север, бежит веселый, звонкий ручей.

1.2.jpg

О нашем прибытии здесь было уже известно и навстречу высыпала гурьба неизвестно откуда взявшихся так далеко от деревни мальчишек. Монастырь расположен вдали от расхожих туристических маршрутов, а гостиничный комплекс для желающих принимать здесь лечебные ванны пока не достроен. Оттого чужие, да еще и к вечеру тут чудо. Так что толковых фотографии храма у меня не получилось. Малявки с настойчивостью залезали в кадр. Но кое-что все же можно разглядеть.

1.3.jpg

1.4.jpg

Вслед за любопытствующими, показалась и старенькая, сухонькая, быстрая монахиня - Ефросинья. Это женский монастырь. Насельниц здесь лишь двое – она, да матушка-настоятельница. Ефросинья по-матерински обрадовалась, засуетилась, усадила за стол и под торопливую, но не сбивчивую речь, умудрилась обнести ракией. Наш профессор не поспевал за ней и к сожалению, не все поняли мы из ее рассказа. Говорила она о свойствах источника, о войне, а еще печалилась что приход маловат. Да зато церковь новую выстроили и корпуса восстанавливают. Хорошо! Значит и хлопот прибудет во Славу Божью. Наверное говорила и что-то еще, такое же важное и вовсе неважное. Главное рядом с ней стало хорошо - светло, тепло и спокойно. Вскоре из корпуса выплыла дородная, властная матушка. Позвякивая ключами она пошла отпирать лавку, в которой к сожалению почти ничего для меня не нашлось – ни книжек, ни открыток. Мы купили свечей, брояниц и подали записочки.

1.5.jpg

Храм этот http://www.pravenc.ru/text/77500.html, о котором мало сообщений и в специализированной литературе, да и в той, которую мне удалось найти – сведенья неточные и противоречивые, привлек меня образом Николая Чудотворца. Я углядела его листая в Белграде книжку про Сербию. Фотографии мало что тут скажут. Впрочем, что касается искусства – они вообще очень мало что говорят, скорее работают как указание или напоминание. А поразил меня лик не столько своей строгостью и силой, мастерским письмом, сколько размерами. Я еще никогда не видела таких крупных фигур, вписанных в специально созданную нишу – высотой метра три с половиной и шириной в полтора. Обычно такие масштабные изображения располагаются на столбах церкви, в полный рост и чаще всего во втором ярусе росписей. Оказаться стоящей напротив, «лицом к лицу», с Ним, показалось мне чрезвычайно заманчивым.

1.6.jpg

Принято считать что фрески здесь относительно поздние. Храм рашской школы 13 века был поновлен при Стефане Дечанском в 1329 году, а затем в 1570, во время лечения в банях патриарха Макария. Но некоторые из композиций повторены - поверх старых фресок положен слой штукатурки и расписан. Во время реставрации в 1974 году, первичные росписи были раскрыты, однако к какому периоду они принадлежат, мне - не специалисту, сказать сложно. К тому же здесь присутствуют редкие изводы – такой как этот – Эмануиль на троне. (Юный Христос)

1.7.JPG

Искусство Византии консервативно. Мастерство лучших ее сынов проявлялось в том, насколько близко к канону художник способен исполнить избранную сцену - в этом и состоит сложность атрибуции. Есть лишь некоторые, малозаметные стороннему глазу признаки, которые можно рассматривать в качестве примет времени. И снова – быть может мастер, создающий свое произведение принадлежит к старой школе, придерживается воспринятых в юности художественных ценностей, а быть может напротив, является новатором, опережает свое время, привносит в работу новейшие, еще недоступные большинству современников размышления.

1.8.JPG

Эта сцена распятия, изображеная на северной стене храма (а вовсе не лики святых, как указано в православной энциклопедии), показалась мне воистину удивительной. Вероятнее всего автор этой фрески берет за основу композицию одного из самых значимых монастырей Сербии – Студеницы, росписи которой исполняют греческие мастера по велению Саввы Сербского в 1208-1209 гг. Искусство Византии самого начала 13 века отличает очень ясная образность. А еще силуэтность, верная пропорция, благородная простота.

Так выглядит Распятие из храма Девы Марии в Студенице. Полная статика. Молчание.

1.9.jpg

И вот Распятие из церкви Николая Чудотворца - смерть исполненная жизни. Кровь, хлещет из раны Христовой, в муке изогнуто его тело, и как точно передано общее беспокойство, смятение. И страх, и горе, и больное любопытство, и дважды повторены взметнувшиеся в указующем жесте руки очевидцев. Какая острая эмоциональность!

1.10.jpg

Очень жаль что я не нашла фотографию, которая могла бы наглядно продемонстрировать разницу между старым и новым исполнением. Рядом, в пределе - помещена более поздняя версия этой росписи – штукатурка верхнего слоя. Вероятно она относится к концу 16 столетия. В суете подумала я о необходимости такой наглядности, да запечатлеть забыла… В эту, к сожалению, отсутствующую здесь версию, будут внесены ели заметные изменения. Новая фреска старательно скопирует раннюю во всех подробностях, однако посредством незначительных отступлений будет изменен общий эмоциональный строй. Женские фигуры чуть выпрямятся, как и тело Христа, складки одеяний чуть успокоятся, а Иоанн – будущий Богослов, и вовсе - потеряет свою «не каноническую» позу, приобретет анатомическую точность. И сразу из сцены исчезнет напряжение, и тот настойчивый призыв к сопереживанию, который вкладывал в нее средневековый мастер, придет молитвенная благопристойность. От отчаинья не останется и следа… Да. Вовсе не зря я настаивая на посещении этого монастыря. Все было не зря! Мне довелось получить уникальный опыт.

Мы вернулись в беседку – пить чай. Мягко ложились тени, за спиной шумел волшебный ручей, а в нашей компании прибыло – за столом оказались двое тихих людей – муж и жена, лет шестидесяти. Они рассказали нам историю своей семьи, но говорили все больше о старшем сыне, который был вынужден вернуться из Чикаго и жить здесь, потому что работы там теперь совсем нет. Да и здесь, нет, - качали они головами. Живут они своим хозяйством и помогают чем могут при церкви. Впрочем не было в их мерном, доброжелательном повествовании ничего от жалобы. Скорее теплилась в нем сдержанная гордость за свою нелегкую, трудовую и праведную жизнь. И так же незаметно как появились, так они вдруг и исчезли.

1.11.jpg

И тут начали звонить. В крытой галерее оказывается прятался сладкозвучный колокол и теперь с ним управлялся умелый звонарь. Прекрасные звуки разносились по далеко по горам, а в ущелье им вторило эхо. Звонили долго, не переставая, мы удивлялись - отчего звучит такой протяжный зов, почти набат? Ефросинья улыбалась нам и показывала на церковь, и мы улыбались в ответ и кивали ей, пока не оказалось, что это нас зовут! Нам звонят. По благословению Владыки мы должны были непременно посетить богослужение. С замиранием сердца я вошла в храм. Никогда еще не доводилось мне стоять службу в храме с такой древней пусть и частично, но хорошо сохранившейся росписью.

1.12.jpg

Сегодня к сожалению, в церкви, как в институте, живет не много образованности, оттого новые произведения теряют свою смысловую значимость, на наших глазах уходит один из величайших языков – язык образов. Мы теряем искусство. Каноны его складывались веками, под влиянием крупнейших из богословов, людей ученых. Каждая деталь важна, несет глубокую смысловую нагрузку. Которую даже если невозможно понять, возможно прочувствовать.

С трепетом мы встали под строгие лики. Служил молодой батюшка, с красивым, сочным баритоном. Ему вторили две монахини и наши новые знакомцы – муж и жена. Служба была невероятная. В храме нас было всего семеро, но он был наполнен молитвой. Голоса вырывались из открытых дверей, слова на старославянском – знакомом, а здесь казалось - совсем родном – далеко-далеко уносило эхо, усиливая и перекидывая их между горами, клубился фимиам и струился вслед за пением. Вечерня была долгая – шла праздничная служба на Вознесение.

1.13.jpg

Стоя в старом храме я совсем продрогла и после причастия меня отправили к ручью. Иди, ноги хотя бы в воду положи, если искупаться не хочешь, - так мне сказали. Я подошла к крошечной запруде на пути быстрого, горного, кристального ручья и с неохотой погрузила в нее руку. В это просто невозможно поверить, но вода в нем 37 градусов. Всегда! И зимой и летом! Но что самое странное – над ним не поднимается пар. Я скинула туфли и пожалела что без купальника. Залезть голышом – не решилась. И все же моментально согрелась! Удивительное место.

1.14.jpg

Нас снова напоили чаем, душистым, с травами. Накормили пирогом и дали меда. Разговоры смолкли. Мы просто сидели и смотрели с несказанной любовью друг на друга. Расставаться было очень жаль. Но пора было собираться в путь. Впереди было как минимум два, а то и три часа дороги. Ефросинья вздрогнула, вспорхнула с места и вернулась с красивым глиняным подсвечником. – Тебе! Тебе! – смущенно совала она мне его в руки. Я сама, сама сделала! Возьми! Довезешь, я знаю! И опять приезжай! Приезжай! Мы расцеловались… Да. Я действительно снова очень хочу туда. В ту беседку у храма над крутым обрывом.

Tags: Сербия, путешествие, телефона
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments