форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

форум Траяна часть 5. заключительная



Интерьер базилики Ульпия

Внешний вид южного фасада знаком нам по нумизматическому материалу. К сожалению, в данном случае возможностей для разночтений гораздо больше, нежели даже в случае с Триумфальной аркой форума. На монетах явно прослеживается трехчастное деление – выступающий центральный портик и два чуть позади, за которыми указывается по одной свободно стоящей колонне. Однако прийти к выводу воспользовался ли архитектор эффектом создания двойной колоннады с юга или закрыл пространство между портиками входов сплошной стеной, расчленив ее пилястрами, об этом можно лишь догадываться и огромное количество реконструкций еще больше запутывает этот вопрос. Зато нумизматика свидетельствует о том, что колонны здания стояли на многоступенчатом стилобате, и что аттик базилики очень массивен, к тому же его украшала масштабная многофигурная скульптурная композиция – триумф.

Бессмертие суждено тому, по мнению Плиния Младшего, кто учинит суд над доносчиками и кто «выкорчевывает внутреннее зло», дабы предусмотрительной строгостью обеспечить законность. Еще ни разу мы не сбились с повествовательного ритма мысли оратора, в сопоставлении с архитектурной мыслью и странно было бы здесь, споткнуться нам о не соответствие. Возможно, что триумф бессмертного на фасаде базилики содержал трактовки сцен справедливого царствования, и возможно, что рельефы входа в базилику несут в себе программу величия «праведного государя».


Один из рельефов форума. Музей форума Траяна

Немного больше нам известно о внутреннем убранстве базилики Ульпия и ее пропорциях. Рисунок мраморного пола повторял рисунок геометрических фигур лежащих в портиках, однако увеличивал размеры чередующихся кругов и квадратов цветного камня согласно масштабу самого помещения. Колонны большого ордера базилики Ульпия, что несли антаблемент, украшенный резным карнизом и сейчас можно увидеть в Соборе Святого Петра, куда они были вывезены и поныне украшают интерьер по левую сторону от алтаря.


Колонна с форума Траяна в интерьере собора Св. Петра

Это высокие, канелированные колоны, композитного ордера со сложной и вычурной капителью и широкой резной корзинкой аканта, прием что порождает объем и усиливает игру света с тенью.


Вариант реконструкции интерьера базилики. Начало ХХ века

Лишенное украшений поле антаблемента колоннады большого ордера было расширено за счет высоко приподнятого ограждения балкона второго этажа и заданный снизу вертикальный ритм, продолжали колонны малого ордера, чьи постаменты задавали модуль ширине крупного геометрического узора отбивающего новый ярус. Существует мнение что стены, в отличии от первого этажа, где шла однообразная, ритмичная композиция – чередование пилястр и инкрустаций темным мрамором, на втором этаже украшали росписи, однако пока этот факт не был доказан. Считается так же, что антаблемент малого ордера был значительно уже, карниз был так же изнежен тонкой резьбой, однако отсутствовали консоли, вместо них возникают овы, облегчая впечатление от общей несомой массы.


Карниз базилики Ульпия. Музей форума Траяна

Декорация клеристория решена гораздо проще, и снова нет единого мнения открывался ли главный неф во внешнюю среду колоннадой, или же присутствовали окна, прорезанные в стене. Но то что потолок базилики был перекрыт стропилами обшитыми бронзой – тому существуют археологические свидетельства. И все же многие подробности теперь навсегда потеряны для нас. Очевидно одно – внутреннее убранство поражало разнообразием материалов, перспективных и пространственных эффектов, градаций освещенности, чередованием форм и их острой утонченностью, а объединенное в единое гармоничное композиционное целое оно диктовало общую тональность восприятия. Аполладор – создатель Пантеона, вряд ли и здесь отступил от своих художественных принципов.

Экседры базилики, являясь помещениями предназначенными для суда императора несли особенно усложненный декор. Ниши, фронтоны которых чередуются от треугольного к полукруглому заключали в себя статуи, что по сути рифмовалось с декором экседры портика, а второй ярус не просто длил вертикальный, заявленный в основном пространстве узор, но лишаясь верхнего ряда колонн, был украшен свободностоящей скульптурой.

Потолок конхи по мнению большинства специалистов был изрезан кессонами. Но центральное место этого интерьера, отрезанного тремя рядами колонн от основного помещения, занимали две статуи значительно больших размеров. Они возвышались до уровня второго яруса и установленные друг напротив друга в колонных портиках внутри экседр, подчеркивали перпендикуляр здания. И прославление Траяна как императора, который не только шлет возмездие за вину, но размышляет об общей пользе, ведет жизнь принцепса, чья жизнь бесконечная цензура – это указано нам Плинием Младшим. Который к тому же утверждает, что «мы не столько нуждаемся в применении власти, но сколь в примере», ибо страх ненадежный учитель правды.
Возвращаясь к архитектурной мысли заданного пространства, хочется отметить замысел Аполладора и в организации движения внутри базилики. Здесь он отказывается следовать строгой, издалека заявленной прямолинейной оси: «триумфальная арка – колонна Траяна». Он усложняет поведение посетителя, задавая ему диагонали. Входы, расположенные на южной стороне здания со стороны большого перистиля не соответствуют дверным проемам в северной стене. Они лежат ближе к центру здания и выводят к подножию колонны, высота которой вместе с цоколем составляет 39 метров 83 сантиметра, что сбивает освоенный предыдущем пребыванием масштаб и усиливает эмоциональное впечатление от столкновения с архитектурной реальностью внутреннего двора.

Интересно и то, что ко второму ярусу библиотек, из главного нефа судилища вели лестницы, так же лежащие по диагоналям от главного входа. Похоже, что часть архива не являлась свободной для посещения, но требовала права на доступ. Вероятно, первый этаж библиотеки представлял собой общедоступное помещение, в противоположность второму. Именно, таким образом можно объяснить наличие входа в них не только со стороны малого перистильного двора, но и непосредственно со второго этажа парадного здания базилики. Однако и этот факт является спорным.


Вариант реконструкции библиотеки.

Библиотеки и малый перистильный двор.

Через базилику лежал путь к издалека заявленной святыне комплекса – свободностоящей колонне украшенной статуей Траяна. Освящение ее состоялось в 113 году, через год после открытия форума. Позже эта колонна явится усыпальницей для Императора. Это единственный памятник, дошедший без утрат до наших дней, если не считать замену венчающей ее статуи обожествленного на фигуру апостола Петра.


Реконструкция внутреннего двора

Именно рельефы каррарского мрамора колонны, прославляющие доблесть и окончательную победу Траяна над даками, дают нам возможность оценить тот уровень высочайшего мастерства, с которым были исполнены все архитектурные детали форума. Памятник победе несущий на себе реальные сцены войны, перемежающиеся сценами мифологического характера, воздвигнут за зданием суда, по центру между зданиями двух библиотек, во дворе образованном их портиками. Одна из библиотек, а именно западная раскрыта археологами в 1930 году, и имея в наличии план одной из них, легко на основании приверженности римлян к симметрии попробовать описать композицию малого перистильного двора.


Рельеф колонны Траяна. Фотография экспозиции форума

В плане библиотека представляла собой древнейшее греческое строение – храм в антах с целлой 20 на 27 метров, но была обнесена двухэтажными портиками и несла в себе усложненный интерьер. Внутри пространство разделено на два яруса и обнесено колоннадой отнесенной почти к самым стенам. И здесь мы вновь наблюдаем работу двух ордеров – большого и малого, однако теперь коринфские колонны большого ордера стоят на постаментах. Малый ордер значительно более легких пропорций, действительно малый, он составляет почти половину от большого. Балкон облегчен, и его преграда не есть единое целое с антаблементом внутреннего портика, как в базилике. Напротив архитектор придает ему легкость, установив между колонами прозрачную бронзовую решетку. По стенам залов располагались ниши, к которым вело несколько широких ступеней идущих по всему периметру библиотеки, а в глубине помещения, на пьедесталах были установлены статуи. Раскопки показали, что на первом этаже стояла скульптура императора, а на втором богини Минервы. Двор и рельеф цоколя колонны Траяна хорошо просматривались из помещений, а поднявшись на второй ярус портика можно было рассмотреть и недоступные до сих пор рельефы монумента. И здесь вновь хочется обратиться к литературному документу и заметить стремление автора уравновесить доблесть и славу незабвенных, неоспоримых военных побед императора с его стремлением к заботам мирного характера и что есть это уникальное двуязычное собрание как ни стремление к тому, чтобы приносить пользу своему государству и после своей смерти.


Реконструкция входа на форум и фасад храма обожествленного Траяна

Храм Божественного Траяна.

Еще одной немаловажной постройкой форума, задуманной изначально, но воплощенной после смерти императора являлся Храм Божественного Траяна, расположенный на малом перистильном дворе, напротив базилики (на этом месте теперь стоят две христианские церкви).


Вечер над форумом. Современный вид на христианские церкви.

Храм выстроен в 118 году. Согласно древнеиталийской традиции храм расположен в глубине священного участка. Последние исследования говорят о том, что замыкающая часть стены форума шла не по прямой, но по аналогии с южной стеной входа закруглялась, что несколько меняет форму всей площади застройки. Отвергая прямые углы, архитектор заставляет строгие линии стремится к овалу. И если это решение не так явственно могло читаться со стороны первого перистиля, насыщенного большим количеством архитектурных подробностей и звучным декором, то здесь, в этом небольшом, интимном пространстве, удаленном от основной массы посетителей, мягкость общей линии проявлялась, подчеркивалась еще одним проходом колоннады, и верно обманывала, предполагая продолжение - бесконечно длила пространство. Главным зданием этого ансамбля, конечно, являлся храм, разбивающий убаюкивающий ритм портиков. Он стоял по центру, у самой стены, на высоком подии.


Римская монета и рельеф храма из Ватиканского музея

Для того чтобы восстановить внешний вид этого храма, нам снова придется обратиться к нумизматике. Сохранились сестириции на которых изображен храм в окружении колоннады. Вероятно, священный участок был приподнят над общей площадью малого перистильного двора, что предполагало как минимум условное усилие для подхода к религиозной святыне, очевидно и наличие лестницы, по традиции храм доступен лишь с одной стороны. На монете с легкостью читается и наличие по фасаду восьми колонн, и сильно расширенный интерколумний входа, через который видна сидящая статуя обожествленного. И пусть нам не известно его внутреннее устройство, однако известен тот факт, что храм Венеры на форуме Цезаря был серьезно перестроен при Траяне, в 113 году. Именно тогда появляются там дошедшие до нас коринфские колонны и богатый антаблемент. Таким образом, легко проследить параллели и предположить типологическую единичность этих памятников, если учесть что идейные ценности, возникшие при Божественном Цезаре не потеряли своего значения для Траяна и что как не попытку их реставрации мы наблюдаем в политике нынешнего императора. Однако если вернутся к визуальному ряду предложенному древней монетой, то можно обнаружить еще несколько подробностей – поле фронтона несет на себе скульптурную композицию на которой центральная фигура выпрямлена в рост, тогда как окружающие ее подчиняясь диктовке геометрической формы и общему содержанию коленнопреклоненны. Согласно все той же древней традиции акротериями храму служат три масштабные статуи.

Раскопки, проведенные на месте святилища не смогли уточнить план здания, зато обогатили коллекции музеев деталями антаблемента и капителей колонн храма.

Архитектурный декор форума Траяна.

Обнаруженные мраморные фрагменты архитрава храма Божественного Траяна принадлежат теперь Музею Ватикана. Эти высокие рельефы, несущие вакхические сцены, расположены среди богатств декоративного растительного орнамента – свидетельство эллинистической традиции. Сама тема дионисийских мотивов обращает нас к периоду эллинской культуры, когда возникает вера в вероятность соединения души с ее первобытной сутью и утверждается торжество над смертью через великие таинства. Присутствие грифонов не только на фризе храма, но и во фризах портиков библиотек вновь отсылает нас к культу Аполлона. В Греции грифон посвящался богу солнца и олицетворял мудрость, а в некоторых случаях и возмездие, неся, таким образом, идею справедливости. Архитравы базилики Ульпия так же содержат мифологемы – чередующиеся в разных фазах сцены: Виктория, богиня победы седлает жертвенного быка, и она же осуществляет обряды над алтарем. Знакомый нам мотив исторического рельефа среди находок отсутствует. Но было бы странно сомневаться в его существовании. Найденные статуи даков выполненные с присущим римлянам веризмом являются доказательством того, что помимо мифологических сцен форум был наполнен свидетельствами реальных исторических событий. Доказательством тому является и рельеф колонны Траяна, в котором аллегорические, мифологические и сцены реальных баталий запечатленные с документальной точностью перемежаются между собой, выводя таким образом любое из событий в ранг божественного благословления и высшей предопределенности. А чреда портретов, среди которых несмотря на утраты так просто узнать и Нерву и других предшественников императора длят нить Данных Риму богами-покровителями. Помимо этих находок до нас дошли и осколки капителей, розеток, кессонов, колонн и все они свидетельствуют о невероятной пышности искусства напоенного, по словам Мережковского «зрелостью и сочностью самых поздних плодов».

Заключение.

Император Цезарь Нерва Траян Наилучший Август, Германский, Дакийский, сын Божественного Нервы, великий понтифик, наделенный властью народного трибуна 18 раз, император 7 раз, консул 6 раз, отец отечества, храбрейший принцепс, честнейший, величайший и всеблагой взошел на небо и сделался Богом в августе 117 года. Он вернул пошатнувшемуся культу поклонения императорской власти ту серьезность, с какой оправлялись обряды Божественному Цезарю и Божественному Августу. И никогда еще римское могущество не отражало себя в столь грандиозной по размаху и величию и в столь утонченной по замыслу и виртуозности художественной мысли форме. Но архитектура как апофеоз деяний становится возможной только благодаря уникальной личности ее создателя – Аполладора Дамасского. Грек по происхождению, сириец по рождению и римлянин по духу, его новаторство было созвучно времени и способно было раскрыть новаторство Траяна. Как император, опираясь на Республиканские ценности и кодекс гражданина Рима, аккумулируя силу неограниченной власти, движется к славе Империи, так Аполладор опираясь на глубокие традиции зодчества, и сочетая в себе восточное понимание пространства, пропорцию, легкость и пластику Греции с логикой Рима через образ дома Бога создает аллегорию идеального государя. Форум Траяна, как архитектурное высказывание настолько прозрачен по смыслу, что современник, несомненно, мог читать его как книгу и, вероятно, ассоциировать с похвальной речью Плиния, в то время как мы сегодня не в состоянии создать даже достойной реконструкции ансамбля. Несмотря на множественные археологические открытия, отмывки чертежей, исследования – предложенные нашим веком, планы и 3-D моделировки от исследователей архитектуры год от года становятся все менее и менее убедительны.
Апофеоз императора Траяна – это апофеоз художественности, в котором все пронизано уважением к государственной власти и где искусство стоит на службе ее высших идей. И именно благодаря великим произведениям искусства Время доносит до нас имена и деяния тех, кто того заслуживает. Так в конце своей речи Плиний младший обращается с молитвой к богам покровителям и хранителям государства: «особенно к тебе, о Юпитер Капитолийский, чтобы ты не оставил нас твоей милостью и придал бы вечность своим благодеяниям. Ты раньше слышал, как мы молились за своих дурных государей, выслушай же теперь, чего мы просим для наилучшего... Мы не просим ни мира, ни согласия, ни безопасности, ни богатств, ни почестей. Наша молитва от имени всех проста, мы молимся о благополучии нашего государя.…в той молитве, которой он сам приказал молиться о нем, что если он правит нашим государством во благо, на общую нашу пользу, то чтобы прежде всего ты сохранил его для наших внуков и правнуков…»

Похоже молитва эта была услышана.
Tags: Рим, некоторые пояснения, универ, форум
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments