Решил в преддверии Рождества выложить подборочку картинок, с ним связанных. Точнее, только с отдельным эпизодом, а именно - поклонением волхвов.
Римский рельеф, 4 в. Все волхвы - в восточных одеждах и одинаково молодые. Это - единственный рельеф в этой записи, про скульптуру думаю сделать отдельный пост
Мозаика Сан Аполлинаре Нуово, 6 в. Надпись меня смущает. Вроде бы имена "Каспар, Мельхиор и Бальтазар", впервые упоминает Беда Достопочтенный. Кстати, самый молодой здесь - Мельхиор, а не Бальтазар. Впрочем, путаница и менами и возрастом волхов в надписях на различных изображениях довольно серьезная. Все волхвы здесь одеты в восточные одежды, но уже различаются по возрасту. В дальнейшем в византийском искусстве их облик существенным изменениям не подвергнется.
Мозаика монастыря Дафни, 12 век. Как видим, мало что изменилось
Каппадокия, 12 в.
Дионисий, ок. 1500 г.
Клеймо иконы, первая пол. 16 в. Подозреваю, на русскую традицию изображения волхвов оказала влияние (опосредованное) итальянская живопись, но это требует отдельного разбирательства.
К ней, итальянской живописи и переходим.
Круг Пьетро Каваллини. Мозаика ц. Санта-Мария-ин-Трастевере, кон. 13-нач. 14 в. Здесь по прежнему видна связь с византийской традицией, но волхвы уже в коронах, а не в восточных шапках
Гвидо да Сиена 13 в. аналогично, но облик волхвов еще в большей степени "вестернизирован". В дальнейшем я буду придерживаться скорее стилистического и иконографического принципа подачи материала, нежели хронологического
Дуччо ди Буонисенья. Вестернизация все усиливается.
Джотто
Франческо да Римини, 1340-е.
Бартоло ди Фреди, ок. 1385-1388
Мариотто ди Нардо, первая четв. 15 в.
Лоренцо Монако, ок. 1420-1422. Как видим, и шестьсот лет назад люди не были чужды политкорректности: среди свиты затесалсяафроамериканец афроитальянец негр, короче говоря.
Джентиле да Фабриано, 1423
Антонио Виварини, ок. 1445 Одежды все богаче, деталей все больше
Фра Анжелико, 1433
Он же. 1438-1446
Джованни ди Паоло, 1462 г, но работа на удивление архаичная, как и все творчество этого художника (о нем я писал). Про итальянцев - в следующей записи, а пока - север и не только
Мастер венского "Поклонения волхвов", ок. 1410. Прекрасный пример работы в стиле интернациональной готики, восходящей к итальянскому треченто
Мастер Тржебоньского алтаря, ок. 1390
Мастер Бертрам из Миндена, ок. 1375-1383
Конрад ван Зёст, 1403
Антони Перис, Испания, перв. четв. 15 в. Плоскостно, как и все испанское искусство 15 в, о чем также стоит написать
Стефан Лохнер, 1440-е. Лохнер, конечно, тоже достоин большего внимания, чем то, что я ему уделяю Поистине интереснейший художник.
Конрад Виц, ок. 1443-1444. Виц, как и его великие фламандские современники активно экспериментирует с объемом, пространством и фактурами. но все же архаичнее, чем они. Поэтому я и помещаю его здесь, а их - в следующей части
Римский рельеф, 4 в. Все волхвы - в восточных одеждах и одинаково молодые. Это - единственный рельеф в этой записи, про скульптуру думаю сделать отдельный пост
Мозаика Сан Аполлинаре Нуово, 6 в. Надпись меня смущает. Вроде бы имена "Каспар, Мельхиор и Бальтазар", впервые упоминает Беда Достопочтенный. Кстати, самый молодой здесь - Мельхиор, а не Бальтазар. Впрочем, путаница и менами и возрастом волхов в надписях на различных изображениях довольно серьезная. Все волхвы здесь одеты в восточные одежды, но уже различаются по возрасту. В дальнейшем в византийском искусстве их облик существенным изменениям не подвергнется.
Мозаика монастыря Дафни, 12 век. Как видим, мало что изменилось
Каппадокия, 12 в.
Дионисий, ок. 1500 г.
Клеймо иконы, первая пол. 16 в. Подозреваю, на русскую традицию изображения волхвов оказала влияние (опосредованное) итальянская живопись, но это требует отдельного разбирательства.
К ней, итальянской живописи и переходим.
Круг Пьетро Каваллини. Мозаика ц. Санта-Мария-ин-Трастевере, кон. 13-нач. 14 в. Здесь по прежнему видна связь с византийской традицией, но волхвы уже в коронах, а не в восточных шапках
Гвидо да Сиена 13 в. аналогично, но облик волхвов еще в большей степени "вестернизирован". В дальнейшем я буду придерживаться скорее стилистического и иконографического принципа подачи материала, нежели хронологического
Дуччо ди Буонисенья. Вестернизация все усиливается.
Джотто
Франческо да Римини, 1340-е.
Бартоло ди Фреди, ок. 1385-1388
Мариотто ди Нардо, первая четв. 15 в.
Лоренцо Монако, ок. 1420-1422. Как видим, и шестьсот лет назад люди не были чужды политкорректности: среди свиты затесался
Джентиле да Фабриано, 1423
Антонио Виварини, ок. 1445 Одежды все богаче, деталей все больше
Фра Анжелико, 1433
Он же. 1438-1446
Джованни ди Паоло, 1462 г, но работа на удивление архаичная, как и все творчество этого художника (о нем я писал). Про итальянцев - в следующей записи, а пока - север и не только
Мастер венского "Поклонения волхвов", ок. 1410. Прекрасный пример работы в стиле интернациональной готики, восходящей к итальянскому треченто
Мастер Тржебоньского алтаря, ок. 1390
Мастер Бертрам из Миндена, ок. 1375-1383
Конрад ван Зёст, 1403
Антони Перис, Испания, перв. четв. 15 в. Плоскостно, как и все испанское искусство 15 в, о чем также стоит написать
Стефан Лохнер, 1440-е. Лохнер, конечно, тоже достоин большего внимания, чем то, что я ему уделяю Поистине интереснейший художник.
Конрад Виц, ок. 1443-1444. Виц, как и его великие фламандские современники активно экспериментирует с объемом, пространством и фактурами. но все же архаичнее, чем они. Поэтому я и помещаю его здесь, а их - в следующей части