Оригинал взят у parashutov в ЖИВОПИСЬ О ЖИВОПИСИ (В МАСТЕРСКИХ ЗНАМЕНИТЫХ ХУДОЖНИКОВ.)
Из статьи журналистки Рашель Эснер (Rachel Esner) на одном из иностранных сайтов я узнал, что известный французский иллюстрированный журнал «L'Illustration» во второй половине XIX века (а точнее – в 1850-х и в 1886 году) опубликовал две серии статей с репродукциями о мастерских известных в то время живописцев. Во все времена читателей СМИ интересовала не только частная жизнь известных деятелей культуры и искусства, в частности, художников и скульпторов, но и их «рабочее место», где и происходило рождение картин и скульптур. Считалось, что лучший способ узнать человека – это увидеть его в рабочем, творческом процессе, увидеть место, где он творит.
Рисунок на обложке журнала «L'Illustration» (1858 г.)
Таким образом, и возникла идея серии статей под общим названием «В студии художника». Первую часть из десяти статей написал критик и литературовед Огюст-Жозеф дю Пайс (Augustin-Joseph du Pays, 1804-1879). Статьи были опубликованы в журнале в течение 1850-1857 годов. Вторую часть, спустя почти тридцать лет, опубликовал в январе-июне 1886 года журналист Поль Эдель (Paul Eudel, 1837-1911). «L'Illustration» был основан в 1843 году, как французский аналог лондонского журнала «Illustrated News», цель которого заключалась в том, чтобы информировать своих читателей о текущих делах, политике, законодательстве и культуре. Богатой буржуазной аудитории журнала, конечно, было интересно знать о жизни своих «кумиров» и «любимцев публики».
Начиная с 1850 года, и в течение следующих семи лет, Огюст-Жозеф дю Пайс побывал в гостях у девяти живописцев и скульпторов. В списке тех, о ком написал критик, - скульптор Антуан-Лоран Дантан (Antoine-Laurent Dantan, 1798-1878) и его младший брат - скульптор-карикатурист Жан-Пьер Дантан, прозванный Младшим (Jean-Pierre Dantan dit le Jeune, 1800-1869), жанрист и портретист Пьер-Франсуа-Эжен Жиро (Pierre François Eugène Giraud, 1806-1881) и Поль Деларош (Paul Delaroche, 1797-1856), исторический живописец Пьер-Жюль Жоливе (Pierre Jules Jollivet, 1794-1871) и Эжен Делакруа (Eugène Delacroix, 1798-1863), швейцарский художник-пейзажист Александр Калам (Alexandre Calame, 1810-1864), представитель барбизонской школы Нарцисс Диас де ла Пенья (Narcisso Díaz de la Peña, 1807-1876) и художница-анималист Роза Бонёр (Rosa Bonheur, 1822-1899).
The Studio of Dantan ainé. Engraving from L'Illustration (11 May 1850). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Eugène Giraud. Engraving from L'Illustration (6 July 1850). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Paul Delaroche. Engraving from L'Illustration (14 September 1850). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Pierre-Jules Jollivet. Engraving from L'Illustration (8-15 November 1850). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Alexandre Calame. Engraving from L'Illustration (17-24 January 1851). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Rosa Bonheur. Engraving from L'Illustration (1 May 1852). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Eugène Delacroix. Engraving from L'Illustration (25 September 1852). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Narcisse Diaz. Engraving from L'Illustration (19 March 1853). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
(Увы, другой репродукции не нашел...)
The Studio of Dantan jeune. Engraving from L'Illustration (30 May 1857). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
Как отмечает Рашель Эснер, дю Пайс представил все жанры и направления, пожилых мэтров и творцов «в полном расцвете лет». Были представлены и романтик Делакруа, и академист Деларош, были пейзажист и анималист, исторические живописцы и портретисты, скульпторы, причем, братья, один из которых был классиком, а второй создавал сатирические портреты современников.
Поль Эдель в 1886 году побывал в мастерских семи живописцев - Филиппа Руссо (Philippe Rousseau, 1816-1887), Камиля Бернье (Camille Bernier, 1823-1902), академистов Жана-Леона Жерома (Jean-Léon Gérôme, 1824-1904) и Адольфа Вильяма Бугро (Adolphe William Bouguereau, 1825-1905), баталиста Жана Батиста Эдуарда Детайля (Jean Baptiste Édouard Detaille, 1848-1912), Бенжамена Констана (Benjamin Constant, 1845-1902) и Каролюс-Дюрана (Carolus-Duran, 1838-1917).
The Studio of Philippe Rousseau. Engraving from L'Illustration (6 March 1886). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Camille Bernier. Engraving from L'Illustration (20 March 1886). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Jean-Léon Gérôme. Engraving from L'Illustration (17 April 1886). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of William Bouguereau. Engraving from L'Illustration (24 April 1886). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Edouard Detaille. Engraving from L'Illustration (22 May 1886). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Benjamin Constant. Engraving from L'Illustration (12 June 1886). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Carolus-Duran. Engraving from L'Illustration (3 July 1886). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
Этот «набор» живописцев представлял следующее поколение французских художников, представителей разных школ. Всех героев статей второй серии объединяло то, что все они представляли «официальное искусство Третьей республики». Все они получили официальное признание и стали офицерами Ордена Почетного Легиона, все были портретистами государственных лиц и знаменитостей, оформляли официальные здания и часто получали заказы от государства.
И в первом, и во втором случае авторы делали свои материалы по одной и той же схеме. В начале они договаривались о визите в студию живописца, затем, в назначенный день, прихватив с собой штатного иллюстратора, приходили в гости. В своих статьях дю Пайс и Эдель подробно описывали путь к самой студии именитого живописца, район и улочку, где художники и скульпторы предпочитали разместить свои студии. Затем описывали, как их встретили, как выглядит само помещение мастерской и чем занимался хозяин во время их беседы. Эти рассказы подкреплялись иллюстрациями с изображением мастерской и самого художника, которые штатные иллюстраторы успевали сделать за время самой встречи. Видимо, поэтому имена авторов гравюр, появившихся в журнале, неизвестны, а если и указаны в самом издании, то это можно, наверное, узнать только в Королевской библиотеке в Гааге, где хранятся подшивки журнала «L'Illustration». Впрочем, все же, известны фамилии граверов, публиковавших иллюстрации к серии статей 1886 года, это некие Риверен (Riverend) и Доши (Dochy). Они сотрудничали с журналом в 1880-1890 годах, часто работали в тандеме и обычно указывали свои фамилии в нижней части гравюры. Даты их жизни и имена, увы, неизвестны.
Рашель Эснер в своем исследовании подчеркивает, что студии художников и скульпторов представлены, как священное пространство, отделенное от реального мира. Посещение мастерской художника для авторов статей представлялось зачастую, как "путешествие во времени". А талант иллюстратора позволяет нам разглядеть всевозможные детали интерьера и образ самой студии, увидеть самого художника и определить вид искусства, которым он занимается. Судя по иллюстрациям, некоторые рабочие пространства художников просты почти спартанской обстановкой, некоторые заполнены декоративными предметами, готической мебелью, оружием и доспехами. Но и в том, и в другом случае, студии содержат только то, что необходимо для творчества: холсты и кисти, краски, альбомы и эскизы, спрятанные в шкафах, мольберты, модели и т.д. Сами статьи, как и иллюстрации, подчеркивают, что студии известных живописцев не имеют ни роскоши, ни бытовой экзотики, какие можно было бы ожидать, учитывая славу и «богемную» репутацию этих художников. Огюст-Жозеф дю Пайс в статье о Делароше даже пишет, что заметил в его студии трещину на потолке и удивился абсолютно голым полам без какого-либо покрытия.
В серии статей журнала «L'Illustration» показан образ трудолюбивого художника в своей студии. Объект статьи характеризуется, как человек, посвятивший всю свою жизнь искусству, который трудится ежедневно, непрерывно и не отвлекаясь даже на гостей. Этот образ подкрепляется и иллюстрациями, где почти все художники изображены у мольберта.
После всего прочитанного, думаю, вы еще раз с интересом просмотрите все иллюстрации. ))
Источник
Рисунок на обложке журнала «L'Illustration» (1858 г.)
Таким образом, и возникла идея серии статей под общим названием «В студии художника». Первую часть из десяти статей написал критик и литературовед Огюст-Жозеф дю Пайс (Augustin-Joseph du Pays, 1804-1879). Статьи были опубликованы в журнале в течение 1850-1857 годов. Вторую часть, спустя почти тридцать лет, опубликовал в январе-июне 1886 года журналист Поль Эдель (Paul Eudel, 1837-1911). «L'Illustration» был основан в 1843 году, как французский аналог лондонского журнала «Illustrated News», цель которого заключалась в том, чтобы информировать своих читателей о текущих делах, политике, законодательстве и культуре. Богатой буржуазной аудитории журнала, конечно, было интересно знать о жизни своих «кумиров» и «любимцев публики».
Начиная с 1850 года, и в течение следующих семи лет, Огюст-Жозеф дю Пайс побывал в гостях у девяти живописцев и скульпторов. В списке тех, о ком написал критик, - скульптор Антуан-Лоран Дантан (Antoine-Laurent Dantan, 1798-1878) и его младший брат - скульптор-карикатурист Жан-Пьер Дантан, прозванный Младшим (Jean-Pierre Dantan dit le Jeune, 1800-1869), жанрист и портретист Пьер-Франсуа-Эжен Жиро (Pierre François Eugène Giraud, 1806-1881) и Поль Деларош (Paul Delaroche, 1797-1856), исторический живописец Пьер-Жюль Жоливе (Pierre Jules Jollivet, 1794-1871) и Эжен Делакруа (Eugène Delacroix, 1798-1863), швейцарский художник-пейзажист Александр Калам (Alexandre Calame, 1810-1864), представитель барбизонской школы Нарцисс Диас де ла Пенья (Narcisso Díaz de la Peña, 1807-1876) и художница-анималист Роза Бонёр (Rosa Bonheur, 1822-1899).
The Studio of Dantan ainé. Engraving from L'Illustration (11 May 1850). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Eugène Giraud. Engraving from L'Illustration (6 July 1850). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Paul Delaroche. Engraving from L'Illustration (14 September 1850). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Pierre-Jules Jollivet. Engraving from L'Illustration (8-15 November 1850). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Alexandre Calame. Engraving from L'Illustration (17-24 January 1851). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Rosa Bonheur. Engraving from L'Illustration (1 May 1852). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Eugène Delacroix. Engraving from L'Illustration (25 September 1852). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Narcisse Diaz. Engraving from L'Illustration (19 March 1853). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
(Увы, другой репродукции не нашел...)
The Studio of Dantan jeune. Engraving from L'Illustration (30 May 1857). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
Как отмечает Рашель Эснер, дю Пайс представил все жанры и направления, пожилых мэтров и творцов «в полном расцвете лет». Были представлены и романтик Делакруа, и академист Деларош, были пейзажист и анималист, исторические живописцы и портретисты, скульпторы, причем, братья, один из которых был классиком, а второй создавал сатирические портреты современников.
Поль Эдель в 1886 году побывал в мастерских семи живописцев - Филиппа Руссо (Philippe Rousseau, 1816-1887), Камиля Бернье (Camille Bernier, 1823-1902), академистов Жана-Леона Жерома (Jean-Léon Gérôme, 1824-1904) и Адольфа Вильяма Бугро (Adolphe William Bouguereau, 1825-1905), баталиста Жана Батиста Эдуарда Детайля (Jean Baptiste Édouard Detaille, 1848-1912), Бенжамена Констана (Benjamin Constant, 1845-1902) и Каролюс-Дюрана (Carolus-Duran, 1838-1917).
The Studio of Philippe Rousseau. Engraving from L'Illustration (6 March 1886). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Camille Bernier. Engraving from L'Illustration (20 March 1886). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Jean-Léon Gérôme. Engraving from L'Illustration (17 April 1886). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of William Bouguereau. Engraving from L'Illustration (24 April 1886). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Edouard Detaille. Engraving from L'Illustration (22 May 1886). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Benjamin Constant. Engraving from L'Illustration (12 June 1886). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
The Studio of Carolus-Duran. Engraving from L'Illustration (3 July 1886). The Koninklijke Bibliotheek, Hague
Этот «набор» живописцев представлял следующее поколение французских художников, представителей разных школ. Всех героев статей второй серии объединяло то, что все они представляли «официальное искусство Третьей республики». Все они получили официальное признание и стали офицерами Ордена Почетного Легиона, все были портретистами государственных лиц и знаменитостей, оформляли официальные здания и часто получали заказы от государства.
И в первом, и во втором случае авторы делали свои материалы по одной и той же схеме. В начале они договаривались о визите в студию живописца, затем, в назначенный день, прихватив с собой штатного иллюстратора, приходили в гости. В своих статьях дю Пайс и Эдель подробно описывали путь к самой студии именитого живописца, район и улочку, где художники и скульпторы предпочитали разместить свои студии. Затем описывали, как их встретили, как выглядит само помещение мастерской и чем занимался хозяин во время их беседы. Эти рассказы подкреплялись иллюстрациями с изображением мастерской и самого художника, которые штатные иллюстраторы успевали сделать за время самой встречи. Видимо, поэтому имена авторов гравюр, появившихся в журнале, неизвестны, а если и указаны в самом издании, то это можно, наверное, узнать только в Королевской библиотеке в Гааге, где хранятся подшивки журнала «L'Illustration». Впрочем, все же, известны фамилии граверов, публиковавших иллюстрации к серии статей 1886 года, это некие Риверен (Riverend) и Доши (Dochy). Они сотрудничали с журналом в 1880-1890 годах, часто работали в тандеме и обычно указывали свои фамилии в нижней части гравюры. Даты их жизни и имена, увы, неизвестны.
Рашель Эснер в своем исследовании подчеркивает, что студии художников и скульпторов представлены, как священное пространство, отделенное от реального мира. Посещение мастерской художника для авторов статей представлялось зачастую, как "путешествие во времени". А талант иллюстратора позволяет нам разглядеть всевозможные детали интерьера и образ самой студии, увидеть самого художника и определить вид искусства, которым он занимается. Судя по иллюстрациям, некоторые рабочие пространства художников просты почти спартанской обстановкой, некоторые заполнены декоративными предметами, готической мебелью, оружием и доспехами. Но и в том, и в другом случае, студии содержат только то, что необходимо для творчества: холсты и кисти, краски, альбомы и эскизы, спрятанные в шкафах, мольберты, модели и т.д. Сами статьи, как и иллюстрации, подчеркивают, что студии известных живописцев не имеют ни роскоши, ни бытовой экзотики, какие можно было бы ожидать, учитывая славу и «богемную» репутацию этих художников. Огюст-Жозеф дю Пайс в статье о Делароше даже пишет, что заметил в его студии трещину на потолке и удивился абсолютно голым полам без какого-либо покрытия.
В серии статей журнала «L'Illustration» показан образ трудолюбивого художника в своей студии. Объект статьи характеризуется, как человек, посвятивший всю свою жизнь искусству, который трудится ежедневно, непрерывно и не отвлекаясь даже на гостей. Этот образ подкрепляется и иллюстрациями, где почти все художники изображены у мольберта.
После всего прочитанного, думаю, вы еще раз с интересом просмотрите все иллюстрации. ))
Источник