форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

О роли критика |

Оригинал взят у vladimir_dianov в О роли критика |
Оригинал взят у vladimir_dianov в О роли критика |

Отрывок из выступления Бориса Гройса, сделанного в сентябре 2006 года. Здесь очень хорошо показана роль критика-искусствоведа в современном обществе, и объясняется — почему, в итоге, выигрывают только те художники, о которых много написано:

«Фигура художественного критика несколько раз меняла свои функции на протяжении последних столетий. Художественный критик появился в конце XVIII века, когда на месте патерналистской системы возникла современная система искусства. Тогда художник, который раньше существовал как мастеровой специфического жанра и работал для заказчика, т. е. церкви или аристократии, эмансипировался от заказа и стал работать для анонимной публики и анонимного рынка. Художник потерял адрес и не знал больше, для кого он работает. Именно в этот момент появляется художественный критик – вначале как ценитель, как идеальный представитель отсутствующей публики. Его функция заключалась в том, чтобы от имени этой анонимной и случайной публики оценивать с точки зрения качества произведения искусства. От критика требовалось, таким образом, прежде всего квалифицированно представлять художественный вкус просвещенной части общества.

Эту свою функцию критик сохранил приблизительно до начала ХХ века, до эпохи авангарда, когда художники – по крайней мере, какая-то их часть – начали сознательно работать против художественного вкуса публики. В этот момент возникла новая, альтернативная фигура критика, который выступал уже не как представитель публики, но как пропагандист определенной художественной позиции, как союзник художника в его борьбе против господствующего вкуса. Критик эпохи модернизма пытался средствами языка сформулировать ту логику, которой следовали различные художественные группы и которая приводила их к конфликту с публикой и общественным мнением. Критик стал предателем своей традиционной роли, поменял фронт. Вместо того, чтобы выступать от имени публики, он перешел на сторону художника против публики.

Когда видишь в первый раз квадрат Малевича, писсуар Дюшана или инсталляцию Кабакова, реакция может быть самой разной. Например... продолжение...


Tags: мне
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments