форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

про классическое образование

В дореволюционной России никакого предмета «Литература» не было. Многие из тех, кто говорит, что нужно вернуться к традициям гимназического образования, не знают или не хотят знать, что в гимназиях не было никакой «Литературы». Был предмет «Cловесность».

Преимущество этого предмета состояло в том, что родной язык изучался не только на материале повседневного общения, но и на материале художественной литературы, публицистики, использовались и философские работы. На мой взгляд, это была достаточно яркая, интересная программа. Ребята видели язык в разных его измерениях. Не только в утилитарно-коммуникативном измерении, но и в когнитивном, и в эстетическом. Они видели связь языка с мышлением. Понятно, что пусть даже не во всем гимназическом образовании (мы знаем, что оно было разным — и в литературе это нашло свое отражение), но по крайней мере у лучших учителей в лучших гимназиях была цель развития способностей. Они стремились развить такие способности, как умение воспринимать текст на слух, умения говорить, читать и создавать тексты. Это именно те четыре умения, цель развития которых мы прекрасно понимаем в случае с иностранным языком. Аудирование, письмо, чтение и речь, коммуникация. Более того, если воспринимать художественный текст на слух, через речь, через разговор о нем, тогда эстетическое измерение становится важным, потому что видно, как и из чего текст сделан, из чего он состоит и какую роль играют те или иные речевые единицы. При самом чтении на это начинаешь обращать внимание.

http://gefter.ru/archive/24329

* это и есть классическое образование! причем работа с текстами - первейшее из знаний. изначально - почти весь корпус античных авторов сохранился до наших дней именно благодаря школе. студенты разбирали сложнейшие из произведений - философов, историков, поэтов и риторов древности. поэтому когда мы говорим об образовании даже какого-нибудь 11 века, то мы должны понимать - навык чтения означал знакомство с огромным пластом человеческой письменности. приблизительно на уровне сегодняшнего выпускника университета. это вам не мама мыла раму. если умеешь читать - автоматически знаешь основополагающие из идей миропорядка. и в классической гимназии, в которой посчастливилось учиться моему сыну, самые первые тексты учебника сразу вводят тебя в мир богов, помещают внутрь иного общественного устройства, другой мысли, другой литературы, другой оценки действительности... расширяют сознание. открывают новое пространство для мысли. развивают фантазию. и это важно. потому что мир строят именно фантазеры
Tags: образование, сугубо личное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments