форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Category:

Ольга Седакова. Что может церковь принести обществу?

Когда-то, на заре реабилитации Церкви, этот вопрос задали С.С. Аверинцеву, и он ответил: «Христа! Всё другое могут принести и другие человеческие учреждения».

Попробуйте сегодня спросить людей, далёких от церкви (а в среде людей культуры, «интеллигенции», таких большинство, и они – боюсь, заслуженно! – всё с большим недоверием относятся к нам, церковному меньшинству): «Чего вы ждёте от церкви? Что церковь принесёт обществу?» Легко представить, что они ответят. «Да оставьте вы нас в покое! Мы уже знаем, что вы приносите: свои непрерывно оскорблённые религиозные чувства, которые вы защищаете так, что никому не поздоровится». Все эти скандалы со спектаклями, концертами, различными изданиями, погромы выставок, все эти публичные выступления, где церковь претендует на духовную цензуру не только над «актуальным» или авангардным искусством, но уже и над историческими фактами. Помните историю со сказкой Пушкина «О попе и работнике его Балде», которую издали в «исправленной» версии – миллионным тиражом? Если и Уголовный кодекс для оскорблённых чувств нипочём, то что для них авторское право? Интересы церкви почему-то постоянно приходят в прямой конфликт с наукой, с музеями, с городским пространством... И всегда это битва, а не предложение к сотрудничеству, солидарности, общему решению...

Такую церковь, к сожалению, видит наше культурное общество. Конечно, единственное, чего оно хочет, – чтобы таким образом в его жизнь не вмешивались. Даже извинения за элементарную уголовщину официально приносятся каким-то странным образом: мы, дескать, насилия не одобряем, но устроители первыми должны думать и не провоцировать. Это всё равно, что написать на воротах «религиозных чувств»: «Осторожно, злая собака!» Близко не подходить. О чём же должны были думать устроители? Что кого-то вдруг так оскорбят их экспонаты, что он пойдет всё крушить? Мы знаем такие примеры: крушили и картину Репина «Иван Грозный убивает сына», и рембрандтовскую «Данаю». Так что же, устроители должны рассчитывать вот на такого зрителя? Это его чувства они должны щадить?

Те, кто совсем не знает, что такое церковная, приходская, общинная жизнь изнутри, видят только это. Видят православных активистов – моджахедов. Видят некую новую идеологическую инстанцию, угрозу новой цензуры, невежественной и агрессивной. Мы знаем о церкви и совсем другое. Но нужно признать, что наш кредит доверия в обществе подорван.

http://gazetakifa.ru/content/view/5294/65/
Tags: ссылка
Subscribe

  • нашла среди действующих

    26 февраля 1921 года Правительства РСФСР и Персии заключили договор. Статья 6 гласит: Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны в том, чтов…

  • Евгений Писарев: «Мы живем в учебнике истории»

    – Я думаю, что Булгаков сегодня – один из самых современно звучащих классиков. Он жил и творил на стыке эпох, во времена серьезных социальных…

  • вести из Гизы

    The Mastaba of Idu (G 7102) by Luke Hollis on Sketchfab Гавард представляет виртуальные туры по древнеегипетским гробницам:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • нашла среди действующих

    26 февраля 1921 года Правительства РСФСР и Персии заключили договор. Статья 6 гласит: Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны в том, чтов…

  • Евгений Писарев: «Мы живем в учебнике истории»

    – Я думаю, что Булгаков сегодня – один из самых современно звучащих классиков. Он жил и творил на стыке эпох, во времена серьезных социальных…

  • вести из Гизы

    The Mastaba of Idu (G 7102) by Luke Hollis on Sketchfab Гавард представляет виртуальные туры по древнеегипетским гробницам:…