форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Про профессиональное ориентирование или ко дню Учителя

Помнится давным-давно, пока это было для меня актуально, я много размышляла и писала тут и даже публично высказывалась о проблемах образования. Пусть невнятно, но рассказывала и о том, как мы решились на домашнее обучение.


Андре Анри Даргелас (Andrе Henri Dargelas) (1828 - 1906) "Кругосветное путешествие"

Мы оказались в числе первых из тех, кто пошел на такой эксперимент. Преподаватели тогда боялись какой-то мифической ответственности – ведь еще не был введен ЕГЭ, потому-то мы вернулись в школу. Правда надо сказать - в очень хорошую. Хотя ничего особенного между "классами" мы не делали - говорили, читали, гуляли, смеялись, смотрели, думали. Сколько всего достойных учебных заведений? По пальцам в стране перечесть. Однако, смею заметить, несмотря на "разгильдяйство", мы были готовы и к тестированиям, и на собеседованиях прошли серьезный отбор. Пишу «мы» - не из материнского тщеславия, но потому что на тот момент это действительно были многие и многие наши совместные решения. Это сейчас семьям, которые готовы к подобному подходу, стало гораздо проще – так или иначе практически каждому второму берут репетитора, который натаскивает абитуриента на тесты. Так в чем же смысл тратить время на "бесплатную" школу? Ведь для получения образования (а смысл у этого слова широкий) необходимо всего лишь проводить время с теми взрослыми, и с теми сверстниками, которым правда интересно то же самое что и тебе. И вот тут выясняется - и кружки, и секции по интересам, и профильные классы - и это еще не все.

Таким же вот странным образом - с помощью очень условных - единых для каждого тестов, теперь определяют способность ученика овладеть тем или иным предметом. На практике это означает, что ситуация поступления усложняется тем, что «олимпиадники» получают преференции даже перед «100-бальниками» - при поступлении в высшие учебные заведения.

Так исчезли понятия: знание, понимание, но развелось еще большее количество условностей - огромное количество Олимпиад, а значит еще и еще преподавателей - которые готовят к победе в профильном соревновании. Читая задания, обнаруживаешь, что все больше они носят не творческий характер, но напоминают пресловутый единый экзамен. Просто чуть сложнее уровнем. Это означает одно - честная конкуренция, о которой кричали, вовсе не честная. Как впрочем и рассказы о том, что ЕГЭ единственный способ победить коррупцию. Она теперь просто выведена на официальный уровень – плати репетиторам с ИП и будет всем счастье.

С государством все понятно. Оно не в состоянии или не в настроении обеспечивать своих служащих должным уровнем заработной платы, так открывает как учителям, так и профессорам возможность зарабатывать. Пусть бы.

Основная проблема в том, что с водой выплеснули ребенка.

Какой смысл биться родителям с пятого класса со своим «нерадивым учеником», устраивать скандалы классной, метаться в поисках преподавателей по предметам, платить безумные деньги тому, кто станет втолковывать только теперь один на один то же - то же самое, что не способен усвоить ребенок в классе? Какой смысл искать знакомства и возможности определить отпрыска в приличное заведение, где он будет занимать чужое место, неспособный самостоятельно работать не то что в условиях класса, но университетского курса. А университетский курс подразумевает - студент 60 процентов своего времени погружен в самостоятельную работу. Какой смысл же обрекать на образование? И наконец – какой смысл выжигать высшее образование на корню вот таким вот подходом? Почему умнейшие и образованнейшие из людей нашего времени видят на своих лекциях меньше половины курса, да и та тупо погружена в свой гаджет? В чем тут смысл, кроме всем понятного – деньги.

Нет. Не все за деньги можно купить. Ладно здоровье, а как насчет купить себе культуру нации, развитие научной, инженерной мысли, будущее страны. Ну? Сколько-сколько это стоит? Например. Ну как минимум это вложение каждого, из тех, кого повстречает на пути формирующаяся личность, будущий член общества – гражданин.

Второе высшее я получала более чем в зрелом возрасте. И наблюдала удивительное для обучающегося явление – каждый профессор загорался от встречи с возможным учеником. Откуда вообще берется убеждение что препод - враг? Кто формирует его? И почему среди студентов едва ли найдется тот, кто готов получать знания. Что это такое! Так было всегда? Но сегодня, благодаря порочной системе вот таких "подготовленных" - настоящих единицы. Их рвут на части разные кафедры. Нет, не только юный человек нуждается в образовании. Образование нуждается в человеке! И не всегда человек одаренный, в таком вот случае, окажется на своем месте. Я ведь молчу о том временном провале, о том «поколении дворников и сторожей», когда корочка давала возможность работать условно, совсем не по профессии. И вот эту зияющую дыру - разрыв поколений, отсутствие приемственности ощущает всякая наука. Надежда - исключительно на новеньких.

И новое поколение приходит. Куда угодно. Если только баллов достаточно. На химию или на филологию? А какая разница? Пресловутая корочка…

Неужели не понятно что идет страшнейшая профанация? Ну не бывает столько высшего образования. Потому оно и называется так. И не потому что это элитарно, а потому что это объективно. Я вот в футбол играла в детстве, но плохо. Стала я от этого хуже?

Что означает такое положение дел для отдельной семьи?

Несчастье. Как минимум разочарования и взаимные обвинения. Задача родителей состоит в том, чтобы раскрыть потенциал человека, который пришел в этот мир и изначально готов ко многим свершениям. Что такое младшая школа? Облегченная, ориентированная на на незаинтересованного, усредненная программа, которая с одной стороны сводит с ума развитого ребенка, с другой позволяет заниматься ему многими интересующими вещами (стоит только отбросить откровенно тупые домашние задания). Ведь кому-то нравится рисовать, кто-то с удовольствием строит из лего, кто-то наблюдает за ростом растений, кто-то танцует или играет в футбол, кто-то собирает камушки на побережье. Задача взрослого раскинуть перед новым человеком мир. Дать попробовать в детской беспечности использовать пусть немногие пока знания, которые вскоре станут навыками, стоит только приложить их ко Вселенной. Крайне важно дать возможность раскрыться природе ребенка. Именно в младшей школе. Если он непоседа – значит найти применение прекрасной, неуёмной энергии, что бушует в нем. Не нужны успокоительные. Нет такого диагноза гиперактивность и крайне редко повстречаешь синдром. Нужно просто открыть пространство деятельности. Каждому свое - кому организовать, кому разрушать, гол забить или победить соперника внутри системы правил, а можно придумать правила и исполнять, а можно чистить за лошадьми денники. Если же он умеет существовать сосредоточенно - предложить занятие не в телефоне. То есть то, которое тоже потребует внимания, фантазии и полной погруженности. Если же ему нравится рассматривать явления во всей их красе – нужно дать пищу наблюдательности. Осознанно. Элементарные вещи. Но только таким образом можно выявить и развить склонность. Только тогда и можно понять что жизненно необходимо конкретно этому человечку. И вот только после того на него и начнут обращать внимание учителя. Всякий учитель ждет своего ученика! Для него это как дышать - передать знания. Даже самый жалкий педагог мечтает о том. Таков результат его работы - сдал ЕГЭ. Значит профессионал нашел подход! Но ведь это не про деньги в конверте. И такова жажда каждого талантливого деятеля – оставить за собой многих последователей. Между прочим, именно так фиксируется историографией значимость того или иного таланта – останётся после него школа, или нет.


Что все это значит для страны? Пусть пишут публицисты.

Я обращаюсь к родителям: не пускайте ребенка по расхожей дороге. Оставьте для него открытой к счастью дверь. Наблюдайте за маленьким человеком. Предлагайте ему новое. Открывайте мир и для себя. Заново. Пройдите совместно то, и даже то, что не довелось вам лично в детстве. Балуйтесь! Ищите! Только так. Нет, не в корочке дело. Сегодня профессора величайших английских школ говорят о профанации их образования, в том же Кембридже (!). Работадатели пишут, что с большим удовольствием и даже в радостном предвкушении (!) отдадут место в компании человеку из скромного учебного заведения, если обнаружат в нем искорки истинной заинтересованности в профессии.

Заперт для высшей школы выбирать людей профессионально пригодных исключительно на основе баллов - губителен. Определить способен ли студент, готов ли к знаниям выясняется исключительно при личной встрече, при чтении письменной работы, в ходе обсуждений. Все остальное шняга.


Подумайте - завтра большинство востребованных сегодня специальностей перестанут существовать. Подумайте прямо сейчас. Не надо «как у этих» - пусть странно, неожиданно для всех, пусть дешевле и не престижнее. В ваших руках счастье и благополучие семьи. Профессиональное ориентирование это не тест в 9 классе. Начинается оно с шести лет, и все остальное время до самого поступления и вплоть до момента выбора профессии – избранная стезя только уточняется и уточняется. Совместными усилиями. А что не подходит для склада личности - отсекается. Есть только уникальная структура личности в ваших руках. И музыкальная школа не обязательно пианист - это возможность и говорить на чужом языке без акцента. Баскетбол не умение попасть в корзину, но ощущение партнера по задаче и слаженная работа в команде. Смотрите. Ведь самое главное, что каждый из нас призван сделать в своей жизни - подарить родному возможность.

Я не призываю всех уйти из школы. Но считаю, что сегодня ни в коем случае надеяться на нее нельзя. Нужно отдавать себе отчет в том, что у вас забирают ребенка и занимают его ерундой, чтобы только вы работали. Нет больше установки "растить смену". И в таких обстоятельствах первейшая необходимость - обратить свое пристальное внимание на то, что приносит общую радость конкретно в ваш дом. И только так и возможно благополучие, которое на самом деле мало имеет отношение к количеству денежных знаков.


Но пришла я сюда лишь для того, чтобы поблагодарить тех кого люблю! Помню, глубоко почитаю - мои Учителя! Те, кого довелось повстречать лично мне! И те, с кем мне потом посчастливилось пройти по дороге.

Бесконечное спасибо! Достойных учеников вам! Преемников!
Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments