форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Category:

от 16.10.07



П. Сэндби. Картина написана в период постепенного упадка Рочестера, когда землей владел один из потомков сэра Энтони Уэлдона, получивший замок и прилегающие к нему территории в дар - от короля Джеймса Первого.

Крохотный английский городок – Родчестер (Графство Кент), в котором завязывается действие романа Чарлза Диккенса «Большие надежды» мало изменился с тех самых пор, как наш Филипп Пиррип или просто Пип, впервые оказался на извилистой улочке рядом со зданием старой церкви и постучал в тяжелую дубовую дверь Сатис-Хауса. Для города, который знал Вильгельма Завоевателя 150 лет – не срок.





Edward Dayes (1763 - 1804)

Эти земли лежащие на древнейшей дороге находились под защитой первых каменных укреплений еще со времен римлян. Часть их, на совесть сработанных стен, вошла в первую и величайшую крепость Англии, построенную в 1090 году прославленным Гундульфом. Это первый, самый высокий и самый неприступный замок Англии. В 1127 Королем Генрихом Первым – Архиепископу Кентерберийскому было приказано укрепить эти башни и удерживать их во веке веков ("keep and hold it forever"). И во время баронского мятежа в 1215 году правителю - королю Джону довелось испытать этот замок на прочность. В течении двух месяцев по крепости велся бесконечный обстрел специальными военными машинами, но он не дал результатов. Разрушить укрепление позволил только глубокий подкоп к крепям стен. Королевская рать подобралась по туннелям к деревянным балкам и подожгла их. В результате страшного пожара обрушилась одна из башен. Но крепость устояла - мятежники укрылись за внутренней, поперечной стеной и продолжали держать оборону. Только через неделю угроза голода и жажды принудила их сдаться. Но я вовсе не о том.



Под сенью руин этого легендарного замка, пустующего с XVIII-ого столетия, недалеко от главной улицы города, на которой расположены пара пабов и холодное здание банка, под защитой древнего собора, стоит небольшой мрачный дом. Моя капризная память отказалась сообщить мне, где я записала подробности и точные даты из жизни этого старейшего жилища Англии. Однако, опираясь на свои скромные познания об исторической повседневности, а так же припоминая обрывки из рассказа нынешнего хозяина, могу примерно набросать историю этого удивительного владения.


Charles Langton (Hutchinson, 1912).

Впрочем, дату первоначальной постройки можно определить и на вид - вероятнее всего это конец XV или начало XVI века. Так называемая елизаветинская архитектура. Этакая тяжеловесная попытка оторваться от привычной манеры готики и воспроизвести входящую в моду "классику" Возрождения (в местности и без того, не отличавшейся приветливостью). Крайную суровость скрадывает живописность общей архитектурной композиции, которая сложилась уже в эпоху барокко. Правое крыло очевидно чуть более позднее, потому и более светское - с фронтончками и даже тенями пилястр ("итальянские детали" - так называли их). И окна теперь доверчивы к миру - низкие, широкие, с кокетливой расстекловкой. В XVII веке два здания объединили теперь изящным крыльцом и внутри него устроили парадную лестницу. Впрочем, в середине XIX века парадным входом не пользовались, входили со стороны старого здания. И как следует из описания Диккенса: Некоторые окна были замурованы; из тех, что еще глядели на свет божий, в нижнем этаже все были забраны ржавыми решетками; перед домом был двор, тоже обнесенный решеткой Таким он увидит "Сатис-Хаус" - дом, который помнит его присутствие, дом - где он жил в зеркалах.



Да кто здесь только не жил! Дома такого рода в Англии принято называть «Чудо-дом». Их иногда даже перестраивали к визитам королей. А путешествовали коронованные ребята с размахом - необходимо было разместить весь многочисленный кортеж и позаботится о конюшне. Не могу утверждать что сей «чудо-дом» посещала сама Елизавета, ведь она передвигалась фронтом из 400 двухколесных повозок и с табуном в 2 400 лошадей. Но то, что там 28 мая 1660 года останавливался перед коронацией Карл II – это точно. "Веселый король", как прозвали его современники взошел, на престол после реставрации монархии. Потому-то, на самом деле, дом этот зовется Restoration House. В честь столь знаменательного события. А специально для безопасности будущего короля был в доме устроен тайный ход из спальни, где он провел торжественную ночь, в алтарь церкви. Правда, я так и не смогла его там обнаружить.



Впрочем, это не единственная загадка, которую оберегает дом.

После смерти последнего законного наследника Restoration House несколько лет стоял одиноко - власти города решали как сделать там музей. Ведь для начала было необходимо совершить опись предметов искусства, находящихся в нем, а так же определить размах реставрационной деятельности – как-никак, а один из старейших домов Англии. Но тот факт, что с 1500-х годов и до сих пор он оставался жилым, привлек к нему первого частного покупателя.

Очень известный английский комик покупает дом со всей его обстановкой в конце ХХ века и, подключив спутниковое телевидение, воцаряется в нем. Однако не надолго. Во время трансляции матча его любимой футбольной команды, в самый решающий момент, начнутся сбои в картинке. Тогда яростный болельщик полезет на крышу, чтобы разобраться с антенной и... Он никогда не узнал чем закончилась эта игра.

Еще год дом стоял одиноко.



А еще через год его выкупил человек, который бывает здесь наездами. Он говорит, что долго в нем жить нельзя. Он коллекционирует такие вещи, так что ему можно доверять. И теперь дом словно спит. Лишь изредка, раз в несколько месяцев он оживает. К нему приглашают гостей, хвастают его садом, пьют нежнейшее шампанское, а главное играют музыку барокко, наполняя его волшебное чрево невыносимо высокими мелодиями.



Невольно испытываешь робость, глядя на это здание со стороны улицы. В его облике есть суровая значимость и так мало чему присущая уверенность в завтрашнем дне. Стоя возле распахнутой для тебя тяжелой входной двери, заглядывая внутрь узкого темного коридора, словно раздумываешь – заходить ли? но побеждает любопытство.



И сразу же в такт твоих шагов начинают жить половицы. Этот легкий мотив сопровождает тебя на протяжении всей прогулки, в него вплетается и скрип дверей, и неожиданный стон дерева или шорох пересыпающейся штукатурки. На первом этаже огромная зала с камином, за ней гостиные, терраса, выход в сад и дорожки для прогулок, потом фонтан. А на втором - та самая, описанная классиком гостиная.



Оказавшись в этом доме первое, что я узнала о нем из великосветского лепета, что главная его комната, живет в том самом романе Диккенса. Странная. Красивая. Печальная… Конечно же не здесь жила та самая невеста, что навсегда погребла себя в подвенечном наряде у туалетного столика с изысканными драгоценностями, та что учила разбивать сердца. Нет. Но именно эта комната навеяла причудливые фантазии. Сейчас она превращена в музыкальный салон и все же есть что-то невероятное в ее атмосфере. Тут у воздуха другие свойства. Как будто набрав его в легкие побольше перед входом, ныряешь и удивляешься, как бесконечно можешь длить один миг. Ведь когда даже просто сидишь и смотришь на игру солнечного луча в далеком витраже лестницы, понимаешь, что от подробностей этого зрелища невозможно устать.



С заходом солнца уже различаешь как нетерпеливо, в предвкушении чего-то начинают шептаться портреты в золоченных рамах и как тяжко вздыхает что-то внутри темного дома – так начинается колдовство. В открытые окна из сада тихонько заползает туман и единственное место, где чувствуешь себя уютно – это большое кресло у камина. Неверные тени бродят по комнатам, рассаживаются на диваны, сквозь треск поленьев доносятся их ворчание, покашливание или сдержанный смех... А потом вдруг понимаешь что мир – движется, меняется, выворачивается наизнанку, что Земля летит в космосе, вращаясь уже на предельной скорости, но здесь….. Здесь все неизменно. Здесь все по старому. Здесь Времени – нет.



«Все оставалось как было: мрачный старый дом, желтый свет в затемненной комнате, поблекший призрак в кресле перед зеркалом; казалось вместе с часами само Время остановилось в этом таинственном жилище, и пока вне его и я и все вокруг росло и старилось, само оно пребывало неизменным». Ч. Диккенс. 1861 год.

* вернувшись оттуда, я не осмелилась положить в жж лучшие фотки. мне тогда показалось что они для чего-нибудь очень важного мне пригодятся. но архив погиб. по иронии судьбы остались только эти...



Tags: прогулка, флешбэк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments