форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Categories:

идея определялась Платоном

как постигаемая только умом причина существования вещи. ее прообраз.


ЭРЕХТЕЙОН. V ВЕК ДО Н.Э. ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ. ЭТЮД "ПОРТИК КАРИАТИД". 1882.

"... В нашей душе от сверхземного ее существования живут "напечатления" идей, "напечатления", которые подобно искрам изначального божественного света, в силу долгого бездействия почти погашены, но благодаря ветру учения могут быть вновь оживлены и засиять, как лучи очей оживлены от звезд..."
Марсилио Фичино


учение об идеях, в котором Платон дает и метафизическое обоснование красоты, явилось в своем роде строгим судьей искусству Древней Греции. конечно, можно было бы сказать что его размышления просто совпали во времени с расцветом архитектуры, живописи и скульптуры - с тем периодом искусства, что мы называем "высокой классикой". однако расцвет искусства и культуры уже XIV веке нашей эры так же неразрывно связан с его именем. Ренессанс отвергнет средневековую схоластику, ориентированную на учения Аристотеля. Марсилио Фичино тогда впервые переведет на латынь труды Платона и "новое знание", которое казалось утерянным, определит целую эпоху - эпоху Возрождения. и если не-специалисту сложно в единстве функции формы и содержания V века до нашей эры обнаружить красоту и различить "прекрасный стиль" и "строгий", то не восхититься образцами ренессансного искусства способен лишь человек лишенный зрения.


МИКЕЛАНДЖЕЛО. ФРЕСКА СИСКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ. СОТВОРЕНИЕ АДАМА. 1510

критерий, который предъявляет к искусству Платон - прост. различие между подлинной и ложной деятельностью заключается в том, что одни воспроизводят чувственные явления физического мира, другие же пытаются выразить в своих произведениях идею. то есть - "совершенное знание вещи зачинающееся в самой Природе", - так трактует этот подход Джованни Беллори в своем труде "Идея живописца, скульптора и архитектора, избранная от естественных красот, превосходящая Природу". это более поздний художник, страстный неоплатоник. он жил уже в XVII веке и стал предтечей создания теории искусства, как отдельной дисциплины.

так вот, согласно учению об идеях, которого придерживались в эпоху Возрождения - идея красоты уже заключена в нашем духе. это она дает возможность познавать видимую красоту мира, а наиболее духовному из нас подняться над материей и запечатлеть высшее проявление вещи.

не чувственное воприятие приводит к формированию идеи, но идея побуждает к действию, а чувства лишь призываются на помощь, чтобы оживить наши внутренние представления.

и кстати, занятный факт из истории искусств - первоначально подражание одного художника другому не роняло чести творца, лишь свидетельствовало о его бедности. ибо идея принадлежит надмирному - сверхсубъективному. и только в XIX веке появится понятие плагиата, то есть мы начали считать, что произведение это чье-то сугубо личное переживание.

#45


Пещера Платона
Tags: #наулицезима, апроппо, наулицезима
Subscribe

  • весьма занятно

    статистика запросов отсюда: https://kireev.livejournal.com/1882558.html в одном случае ищут вакцину, в другом обращаются к Богу :)

  • и еще тест

    http://edu.tretyakov.ru/mp/ от Третьяковской галереи - Получится ли у вас провести исследование картины художника XVIII века Фёдора Степановича…

  • ребята!

    позволю себе рекомендовать курс «Любовь земная и небесная», который посвящен любовной культуре эпохи Возрождения и ее отражению в искусстве. по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments