форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Category:

свободная тема #46

ОДНАЖДЫ В ПОРУ ДЕВЯТОЙ ЛУНЫ...


так называемый травянистый подчерк (картинка отсюда)

Однажды в пору девятой луны всю долгую ночь до рассвета лил дождь.
Утром он кончился, солнце встало в полном блеске, но на хризантемах в саду
еще висели крупные, готовые вот-вот пролиться капли росы. На тонком плетенье
бамбуковых оград, на застрехах домов трепетали нити паутин. Росинки были
нанизаны на них, как белые жемчужины... Пронзающая душу красота! Когда солнце
поднялось выше, роса, тяжело пригнувшая ветки хаги, скатилась на землю, и
ветви вдруг сами собой взлетели в вышину...

А я подумала, что люди ничуть бы этому не удивились. И это тоже
удивительно!

"Записки у изголовья" - одна из важнейших для меня книг. как и всякая книга, она должна была прийти вовремя, чтобы найти соответствие тому, что происходит в душе и мне повезло - в ранней юности я открыла для себя Сэй-Сёнагон. скорее всего, повстречайся мы позже я бы не сумела уже впустить в себя эту завораживающую реальность сплетенную из точных наблюдений и тончайшей поэзии.

ТО, ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ СЕРДЦЕ СИЛЬНЕЕ БИТЬСЯ

Как взволновано твое сердце, когда случается:
Кормить воробьиных птенчиков. Ехать в экипаже мимо играющих детей.
Лежать одной в покоях, где курились чудесные благовония. Заметить, что драгоценное зеркало уже слегка потускнело. Слышать, как некий вельможа,
остановив свой экипаж у твоих ворот, велит слугам что-то спросить у тебя.
Помыв волосы и набелившись, надеть платье, пропитанное ароматами.
Даже если никто тебя не видит, чувствуешь себя счастливой.
Ночью, когда ждешь своего возлюбленного, каждый легкий звук
заставляет тебя вздрагивать: шелест дождя или шорох ветра.


«Гэндзи-моногатари-эмаки». Сцена из главы «Бамбуковая Река». Период Хэйан. XII век

Сэй-Сёнагон была фрейлиной при японском императорском дворе эпохи Хэйан. и, приблизительно в тот самый момент, когда в юности она поступает на службу, она начинает вести и дневник, в своем далеком Х веке. ее считают создательницей жанра дзуйхицу - что означает вслед за кистью - когда ты пишешь все что видишь, все что думаешь. "потоком сознания" назовут этот художественный прием модернисты уже в ХХ веке.

эпоха Хэйан - время величайшего расцвета искусства Японии и на всех последующих временах лежат отблески того величия.

но женщины того времени были удалены от общественной жизни. родовитая женщина и вовсе никому не показывалась. занавеси, шторы, ширмы и экраны скрывали ее от посторонних глаз. она почти не покидала покоев своего дома, мало передвигалась и самое большее что ей позволялось - скрыто присутствовать на праздненствах и под прикрытием занавеса любоваться садом. величайшее событие в ее жизни - паломничество в храм.


«Гэндзи-моногатари-эмаки». Сцена из главы «Плющ». Период Хэйан. XII век

счастливыми считались семейства, где много дочерей. с помощью удачного замужества можно было поправить положение целого клана. потому девочку с ранних лет готовили к будущей брачной жизни. она должна была усвоить все что знал мужчина - для поддержания разумной беседы, а кроме того - превосходно играть на кото (японской цитаре), рисовать, писать и знать наизусть лучшие образцы японской поэзии. а еще - сама уметь складывать строки подходящие случаю. не имея возможности видеть женщину, мужчина составлял о ней мнение лишь по почерку и искусству слагать стихи. оттого все японские поэтессы и писательницы, которыми прославлено это время, слыли красавицами.


«Гэндзи-моногатари-эмаки». Сцена из главы «Бамбуковая Река». Период Хэйан. XII век

внешность не имела значения - главное это особое мироощущение. на первых порах знакомства именно почерк женщины указывал на ее возвышенность. стихи - на утонченность чувства. а легкие звуки музыкального инструмента, доносившиеся из покоев - на ее затаенные переживания.

"подглядывание" (каймами) - первая стадия сближения. мужчина начинал искать взглядом силуэт женщины издалека - с улицы, из сада. счастливец тот, кто бы знаком с хозяином дома - он мог видеть в полумраке скользящую за ширмой тень.


«Гэндзи-моногатари-эмаки». Сцена из главы «Восточный павильон». Период Хэйан. XII век

если мужчина желал добиться от женщины нечто большего, он передавал через посредника письмо. эти письма обсуждались всеми родственниками. достойному на первых порах отвечала одна из старших женщин. во избежание разочарований затем дозволялся и следующий шаг - посещение дома. здесь можно было слушать Ее передвижения по покоям, угадывать Ее присутствие сквозь занавеси, улавливать далекие звуки инструмента, а быть может и близкое затаенное дыхание. так, в конце концов, он мог даже заговорить с Ней. такие "интимные свидания", в сопровождении беспрестанной переписки после каждой встречи, чаще всего приводили к браку.

ТО, ЧТО БЛИЗКО, ХОТЯ И ДАЛЕКО

Обитель райского блаженства.
След от корабля. Отношения между мужчиной и женщиной.


«Гэндзи-моногатари-эмаки» (фрагмент). Период Хэйан. XII век.

заключение брака дословно обозначало "Обнаружение места". мужчина проводил три ночи в доме своей жены и с этого момента, после проведения определенных обрядов, мог посещать ее когда ему заблагорассудиться. жена осталась жить в родительском доме. в эпоху Хэйан было распространено многобрачие. и ведь мужчина посещал дома не только своих жен, но и тайных возлюбленных. более того - брак не считался чем-то постоянным. он легко разрывался. его длительность зависела от умения женщины сохранять привязанность мужчины. а единственным средством для того было - особое воспитание.

именно эта эпоха подарила нам уникальную литературу. и благодаря дневнику у изголовья, я открыла для себя целый новый мир. но "Повесть о Гэндзи" - любовный роман еще одной японской писательницы и придворной дамы того же времени, это совсем другая история

картинки отсюда: https://zenso.ru/dzen-iskusstvo/zhivopis/gendzi-monogatari-emaki

Tags: #наулицезима, наулицезима, сугубо личное
Subscribe

  • не подходит к телефону, злодей!)))

    а я тоже в свой день рождения так делаю. понимаю, мой дорогой! это очень крутой день. в прямом и переносном смысле. особенно когда почти что…

  • природа так очистилась

    что открыли крупные торговые центры на окраинах Рима, а там... ) а еще завтра открывают спорт-клубы. и в них можно без масок. а на улице -…

  • кстати!

    13.05.1920 — в Манчестере на конференции врачей-дантистов сахар назван главной причиной болезни зубов, для избежания пагубных последствий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

  • не подходит к телефону, злодей!)))

    а я тоже в свой день рождения так делаю. понимаю, мой дорогой! это очень крутой день. в прямом и переносном смысле. особенно когда почти что…

  • природа так очистилась

    что открыли крупные торговые центры на окраинах Рима, а там... ) а еще завтра открывают спорт-клубы. и в них можно без масок. а на улице -…

  • кстати!

    13.05.1920 — в Манчестере на конференции врачей-дантистов сахар назван главной причиной болезни зубов, для избежания пагубных последствий…