моя картинка - вот так без света
Идем мы как-то с одним моим дорогим искусствоведом во французскую церковь — Сан Луиджи деи Франчези смотреть Караваджо.
Посещение капеллы Контарелли, пожалуй, один из лучших уроков по истории искусств. Можно прочитать килограммы книг про свет у Караваджо и тот драматический перелом, подаренный барокко живописи, но увидеть, что это такое, можно только непосредственно в капелле. Увидеть луч что падает из высокого окна и в полумраке выхватывает простертую десницу Христа.
Вот проскальзываем мы в Сан-Луиджи. Я тихонько иду впереди по полутемному нефу. Она — как в зачарованном лесу. Смотреть, конечно, все надо, но она — на один день в Риме, да еще четыре выставки и вечеринка по расписанию. Поэтому только «самое главное». И тут нас обгоняет спортивный интересный мужчина лет пятидесяти, впрочем, этих красивых щеголеватых итальянцев не поймешь. И в тот момент, когда моя спутница прошептала: «Вот так без света...», он стрелой пронесся к аппарату и победно звякнул монеткой — бросил евро, включилась подсветка.
Искусствовед ахнула и ринулась к ограде капеллы. Мы с синьором, довольные ее реакцией, замерли чуть поодаль. Вскоре у нас появился еще один компаньон.
Небольшой старичок с большим портфелем. Вокруг одни министерства, скорее всего государственный служащий. И вот кажется мне, что бухгалтер. И даже если нет, он выглядел именно как карикатурный бухгалтер — сухонький, брезгливый, строгий. Он сурово глянул на меня через очки, словно удостоверился, что я имею право на такого рода времяпрепровождение, а потом подошел поближе к ограде. Чуть постоял, склонив голову, а потом и вовсе к ней приник. Потом опустился, встал на колени. Перед «Призванием Матфея». Перед работой...
Все замерли.
картинка из википедии
И вот из полумрака возникла еще одна фигура, с покрытой белым платком головой. Есть такая порода женщин — одиноких путешественниц. Это обычно хрупкие, ломаные фигурки; мелкие черты лица, бесцветные волосы, удобная обувь и скрытая сила. Они существуют вне возраста. С детства блеклые, как горные цветы. Но их всегда встретишь, если поблизости есть что-нибудь стоящее – какая-нибудь заснеженная вершина или вершина духа, например. Так постояли мы там минутку все вместе.
Затем картинка ожила. Вперед выдвинулся наш благодетель. Он пару раз отошел и подошел, разглядывая полотно. Затем, тяжело кивнув нам как соучастникам, постукивая каблуками по плитам древнего мрамора, удалился. Растаяла и светлая фигурка... А старикашка все стоял и стоял на коленях.
В каждом храме здесь свои завсегдатаи.
PS моя фотография сделана в полдень. в определенный момент службы свет из окна совпадет с изображенным на холсте и тогда будет как в википедии