форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Category:

88. про Глаза



Мы разговорились в комментариях про актерскую профессию и я попробовала дать несколько советов нынешнему студенту моей драгоценной школы-студии МХАТ. В частности – нужно ходить по соседним институтам – смотреть на тех, кто параллельно с тобой учиться, потому что нередко можешь встретить их потом в работе. И важно представлять себе партнера, знать какой он, как с ним сосуществовать. Мне это помогало. Но однажды... Я на секунду вспомнила свою юность – тот волнительный день, когда впервые пришла на съемочную площадку кинофильма «Глаза».

Перед тем как актера утверждают на роль в кино, проходит много времени и происходит множество значимых событий. Для начала помощник режиссера должен тебя найти. У студентов постоянно проходят показы – в течении всего обучения, у артиста почти ежедневные спектакли, и когда на них окажется человек, который подыскивает сейчас героя для фильма – никогда не знаешь. Но если твое существование на сцене было убедительным, тебе вызывают на фотопробы. В двух словах, пока идешь по коридору к студии, обычно пересказывают сюжет и характеризуют героя. Потом ты садишься на скромный стул, под свет ламп. По сути атмосфера фотомастерской на киностудии ничем не отличалась от той, что встречает каждого во время съемки на документы. Но тебе нужно, с помощью своих переживаний, наполнить эту фотографию теми образами, что возникли во время разговора с ассистентом по актерам. Две минуты и все. Ты возвращаешься в свою жизнь, а эта фотография начинает таинственный танец из рук в руки, из комнаты в комнату – ее обсуждают, вешают на стену рядом с другими героями, снимают – тебя примеряют. Сейчас чуть легче – актер сам высылает те фотографии, которые считает удачными и подходящими к роли, а тогда оставалось волнение – получилась ли съемка? Может ты моргнул? Не успел поднять голову? Может фотограф нажал а кнопку в тот момент, когда ты только готовился к кадру? Лучше просто об этом забыть. Потому что в пяти из десяти случаев продолжения все равно не будет.

Может пройти и три месяца, прежде чем киношники снова появятся и позовут теперь уже на кинопробу. Тогда даже дадут прочесть пару сцен и попросят сыграть. Чаще всего партнер твой случайный, иногда и просто кто-то подкидывают реплики из-за камеры. И за время этих нескольких фраз ты должен убедить режиссера что справишься с ролью. Меня предупредили, что играть мне надо слепую. Накануне проб я попробовала двигаться по квартире с закрытыми глазами, это оказалось крайне сложно. Я даже испугалась, как это тяжело! Но утром уже была на студии и продемонстрировала свой скудный опыт. Даже внутренне повозмущалась – можно было бы надеть актерам линзы, чтобы взгляд был тусклый, остановившийся. Основной инструмент работы в кино у артиста глаза – а тут лишали единственного средства выразительности. Злодеи!

На этот раз на площадке уже присутствовал режиссер, он поставил задачи и сам подавал реплики – сказал: ты же все равно партнера не видишь… Работать было очень сложно. Я была собой недовольна. Почему-то точно для себя решила: Не возьмут! И расстроилась. Поэтому когда позвонили с «Мосфильма», сказали: Вас утвердили, съемки с марта. Я была ошарашена. И теперь уже получила сценарий. В нем оказалась для меня страшная неожиданность – по сценарию я виолончелистка и мне уже назначили занятия в Гнесинке с педагогом (сцены моего концерта в фильм не вошли). Теперь я как подорванная металась между своим институтом и музыкальным училищем – мне нужно было в кратчайшие сроки освоить посадку и азы исполнения на инструменте, а еще выучить сложную музыкальную пьесу. Кстати, вскоре я уже довольно сносно исполняла первые четыре такта – для крупного плана. В сценарии была отдельная линия, посвященная музыке, но режиссер потом увлекся несколько другими сценами и выкинул все что касалось Насти и ее папы. А жаль – папу играл замечательный артист – Леонид Кулагин. Мы только что закончили с ним работу над кинофильмом «Чайка» где он был Чехов, я – Нина Заречная и мы с радостью снова встретились на площадке.

Кто играет главного героя я не знала до последнего. Уже на примерке костюмов мне скупо обронили: Сережа Стеблов. Учится в Щуке. Сын Евгения Юрьевича Стеблова. Это все что мне было известно о том, в кого я должна быть влюблена. Партнер очень многое значит в работе, это потом ты матереешь и тебе не так важно, способен ли он подкидывать тебе необходимые эмоции для игры, но нам было по 20 лет. Мы были совсем юные и мы только набирали профессию – от того как сложатся наши отношения на площадке, от этого зависело многое. И самой высшей для меня наградой стал тот миг, когда после премьеры в Доме Кино ко мне подошел Евгений Юрьевич и сказал: Я очень волновался за Сережу, за ту девушку которая окажется рядом с ним на площадке. Я просто счастлив что это были вы! Вы прекрасно справились. Вы партнер и вы актриса! Он пожал мне руку, а потом распереживался и обнял меня. Я была растрогана до слез.



Но это было потом!

Кино такая штука, что снимают его как ни попадя. В мире есть несколько знаменитых картин, режиссеры которых пошли на великий эксперимент – они снимали фильм от первой сцены до последней в той очередности, которая живет в сценарии. И снискали заслуженные лавры. Обычно выбирается точка и все сцены которые в ней происходят снимают сразу. Так конец фильма могут снимать вначале или снимают все реплики, которые потом могут быть разбросаны по сериалу или фильму, а между ними на экране проходят годы. И это самое сложное для актера – оставаться убедительным. Держать внутреннее действие роли.

Первым объектом у нас была больница, точнее ее подвал. Меня предупредили что начинаю я работу с этих сцен. Я приезжаю уже после обеда и на гриме мне открывают правильную страничку. На моей реплике:



- Светоощущение. Это называется светоощущение, когда ты не видишь, а только знаешь что свет есть.

Это сцена поцелуя между мною и Костей. Я была в ужасе. Побежала по этажу – нам для съемок выделили часть настоящей больницы и у всех спрашиваю: не знаете где Сережа? Мне в разные стороны показывают и я мечусь между комнатами. Мне бы хоть одним глазком на него перед поцелуями взглянуть. Понятно, Настя по сценарию слепая его не видит, но ведь она с ним хотя бы пообщаться успела!

Наконец нахожу комнату, где он с ребятами – мальчишками-актерами. Стоит спиной. Он парень спортивный – косая сажень в плечах и волосы белые кудрявые. Все. Больше ничего не видно! Тут меня отлавливает «хлопушка» - говорит на съемку пора. Я отвечаю: Хочу с Сережей познакомиться! Она смеется: Сейчас и познакомитесь.

Ничего не понимают!!!

Мы впервые с ним увиделись перед самым поцелуем. Я совсем еще девушка юная. Он мальчишка и человек крайне стеснительный. Стоим в ужасе смотрим друг на друга. Я прошу: Давайте мы хотя бы первые кадры сначала подснимем. И начали мы работу с моего крупного плана.

Надо сказать что для кино конечно свет нужен особенный. И лампа на которую я смотрела каких-то страшных ватт на самом деле. А проводка простая – обыкновенная, советская. И вот прямо во время дубля световой прибор взрывается мне в лицо. Спасло только, что у меня реакция хорошая. Я до сих пор помню как в замедленной съемке – вспышка и вот начинают лететь брызги осколков, я закрываю лицо руками, я отворачиваюсь всем телом, я сажусь на корточки. Крики! Суета! Зовут врачей, бегают, меня тормошат, отдирают мне руки, хотят понять что произошло. Но Сережка был первым. Бросился ко мне, положил руку на плечо: Как ты?

Чудом все обошлось. Чудом! Я на расстоянии нескольких сантиметров к ней была. Переснимать уже не стали. Оставили дубль первый. У нас вообще проблема с пленкой была. Кодак! Дорого страшно! Поэтому максимум два дубля. Ни разу я не уломала на «актерский» - а есть такая опция. Первый дубль – съемка. Второй дубль – технический, если с первым ерунда какая выясняется уже потом в процессе – монтажа, проявки пленки, второй – запасной. Третий - значит режиссер недоволен. И есть «актерский», если подойдешь и попросишь. Типа я понял как играть, теперь уже распределился – разложил свои эмоции по действию верно. Но нам не давали.

Починили лампу, переставили свет – а теперь целоваться. Выставили кадр. Нас поставили перед камерой, репетиции. Он глаза прячет, текст – бурчит. Смотрю, его просто трясет от волнения. Я тоже не очень готова. Может и целовалась. Но… Прошу: а можно мы на репетициях не будем целоваться? Все похихикали. Стоит человек двадцать – режиссерская группа, операторская, осветители, звукооператоры, костюмеры, гримеры и ржут. Великодушно так нам режиссер говорит – Ну ладно.

Мы чуть успокоились. Проходим сцену. И вот команда – Мотор! Камера! Хлопушка! Начали!

Текст говорим и вот уже поцелуй и понимаю – Сережка целоваться не умеет… Я ели шепчу: Ты чего? Не умеешь? Он только слегка огорченно вздыхает. Прямо в кадре и научился.

Снимок экрана 2020-10-11 в 21.53.04.jpg

Потом: Стоп! Снято! Суета. Наш рабочий день был закончен.

Наутро он на съемку привез свой семейный альбом. Позвал меня перед началом работы и показывал всех своих родных. Бабушек, дедушек. Маму и папу. Такой самый настоящий домашний альбом. Бархатный. Мы сидели с ним рядышком на какой-то больничной койке. Была весна. И он был такой трогательный и такой красивый! Он вообще-то на Хита Леджера похож. И хороший очень. Я тогда даже испугалась – нам что жениться теперь надо?
Tags: #наулицезима, наулицезима, неоконченное
Subscribe

  • разговорились про бездомных в Риме

    * это не настоящий римский бездомный. это какой-то румынский бродяжка у входа в музей. и решила ответить сразу на несколько комментариев - про…

  • Рим

    Добрый вечер!)

  • давным-давно

    17 июля - день памяти Святых царственных мучеников и страстотерпцев Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия и Великих княжен Ольги,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • разговорились про бездомных в Риме

    * это не настоящий римский бездомный. это какой-то румынский бродяжка у входа в музей. и решила ответить сразу на несколько комментариев - про…

  • Рим

    Добрый вечер!)

  • давным-давно

    17 июля - день памяти Святых царственных мучеников и страстотерпцев Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия и Великих княжен Ольги,…