форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Categories:

Караоке по-русски


Семен Федорович Щедрин (1745-1804). Вид усадьбы П.Г. Демидова "Сиворцы" под Петербургом.

Умение красиво расставаться с каждым мгновением собственной жизни вошло в русскую культуру гораздо позже европейской, но подарило нам целое столетие самозабвенных праздненств, маскарадов, театральных представлений, катаний с горок, в санях и каретах, россыпи фейерверков и даже церемониальные танцы при тысячах свечей.



Эскиз публичного фейерверка 1758 года на реке Неве. картинка и пояснения https://arzamas.academy/materials/1196


Годы рассвета усадебной жизни пришлись на конец XVIII века. Дворяне выбирали себе уединенную жизнь в загородных резиденциях. Отбрасывая иллюзию службы государю, они получали взамен иллюзию независимости.


Семен Федорович Щедрин (1745-1804). Вид на Павловское с большим дворцом, мостиком с кентаврами и каскадом.

Усадьба – это государство в государстве. Она привлекала как идеальное место красоты, тишины и покоя. Владелец, помимо хозяйствования, создавал сам для себя окружение, а также развлечения, которые своей художественной формой дополняли его размеренное существование. Чаще всего вспоминается о помещичьей охоте в деревне, но забывается о том, что заполняло дооолгий досуг пригородной жизни.


Вид на главный дом усадьбы П. А. Демидова. Танков (Тонков) Иван Михайлович (1740/1741–1799)

План хозяйственных владений П. А. Демидова. Гравюра из книги академика П. С. Палласа (изд. 1781 г.) Вверху крошка - это усадебный дом, ниже план теплиц и огородов. Вид сверху

Помимо единоличной радости главы семьи от научной или хозяйственной деятельности, устройство праздника для всех жителей усадьбы составляло суть светского существования. Праздник – свидетельство благополучия хозяина, а подготовка к нему – определенная форма общения с соседями и друзьями.

Именно праздники позволяли заводить и поддерживать нужные знакомства, а так же приятное общение, когда даже газет нет. До ближайшего города зачастую верст не счесть. И лишь дважды в год распутица позволяет покидать владения.

Так усадьбы превращались в настоящие царства полные музыки, театрализованных представлений и других забав. Зимой, конечно же, количество услад сокращалось. Зато горки часто заливали прямо от балконов верхних этажей дома! Катком служили замерзшие пруды.


Вид на катальную горку в Ораниенбауме

Чертеж императорской катальной горки в Ораниенбауме. Архитектор А. Ринальди. Картинка и подробности здесь

Для летних игр в садах отводилось специальное место, которое обычно так и называлось - Аллея игр. В ней размещались площадки для каруселей, качелей, кегельбана или для игры "малия" – это разновидность крокета. Иногда количество игровых в саду исчислялось десятками.


Вид на епископскую резиденцию в Кромержиже и его увеселительные сады. 1691. И это лишь подобие тому, что существовало в усадьбах у нас.

Вот описание Аллеи игр дачи "Красная мыза" А. Нарышкина, данное современником:

"Главный сад состоит в увеселительном саду в англицком вкусе, с широкими рвами и многоими островами; холмиками, домом для балов, круглым храмом, разнообразными домиками, бесседками, качелями и пр. Каналы снабжены плотами и прекрасными гондолами; и такодже находятся в оных пеликаны, лебеди, чужестранные утки и пр. Одна часть леса составляет небольшой зверинец для красных зверей. Многие в нечаянное удивление перводящие предметы, в сем имущественном саду находящиеся, суть причиной, что оный обыкновенно российским восклицанием Ба! Ба! именуется".

Не менее известен был и загородный дом "Га! Га!" Льва Нарышкина, расположенный на шестой версте той же дороги.

Усадебные праздники – те самые плоды эпохи Просвещения в век дилетантизма. Разносторонние разговоры в гостиной, искреннее увлечение подвижными играми и физическими упражнениями на воздухе, демонстрация талантов в домашнем спектакле, виртуозное исполнение сложных музыкальных произведений, увлечения наукой, архитектурой, поэзией, литературой, живописью, скульптурой...

Главное, что в отличии от предшествующих лет, во второй половине XVIII века в России, "человек играющий" отказывается от средневековой культуры привлечения шутов и актеров. Теперь значение придается личной инициативе устроителя увеселения, и, главное, самих гостей. Хозяин окружал себя людьми избранными, способными и ему интересными. Этот круг лиц назывался круговенькой.

Так знаменитое словечко "архаровцы" означает круговеньку, или компанию постоянных гостей помещика Н. П. Архарова, который прославился как создатель незабываемых праздников в своей усадьбе, недалеко от Звенигорода.


Останкинский дворец. Танцевальная зала и она же Театр. Это вид от сцены. С помощью специальных механизмов за считанные минуты комната меняла свое предназначение. Сейчас дворец на реставрации, но я верю, что они сохранят эти уникальные барочные машины. По-крайней мере в середине прошлого века механизмы оставались действующими. Фото ХХ века.

По традиции съезд гостей, число которых могло доходить и до пятисот, приходился на утро в день праздненства. Гостей сытно кормили. Уже тогда существовала традиция приглашенных поваров. А вот в качестве десерта – фрукты непременно из собственного сада. В нашем климате тогда умудрялись вершить чудеса - в Твери цвели апельсины и хорошие хозяева могли побаловать и ананасом... Варенье, а так же прочие домашние заготовки, считалось должны быть созданы под присмотром самой хозяйки.

После продолжительного и обильного застолья молодежь уходила в сад. Излюбленные игры – фанты, веревочка, горелки, жмурки, волан.


Н.И. Подключников. Вид усадьбы Останкино. 1833.

Днем к крыльцу приглашали крепостных – было принято участвовать в народных плясках и играх, петь русские народные песни. И все могли! И все знали. Для стариков после обеда непременно карты. Вечером – силами энтузиастов – спектакль. По окончании гуляния в иллюминированном саду, где поджидают сюрпризы – то оркестр роговой музыки, то невидимый хор, поющий на берегу озера. На пути непременно встречались всякие забавные персонажи, чаще всего это были переодетые хозяева праздника. А потом катания на лошадях или лодках и, наконец, - бал. Так по воспоминаниям современника, некий помещик П.И. Юшков дал в своем имении в течении трех недель восемнадцать балов:

"…с фейерверками и музыкой в саду. Так что окрестные фабрики перестали работать, ибо фабричные все ночи напролет проводили у дома и в саду, а игуменья соседнего монастыря не могла справиться со своими монахинями, которые вместо заутрени стояли на стенах монастыря и, глядя на фейверки, слушали цыган и роговую музыку".

Весна 1812 года положила конец большим праздненствам. Многие усадьбы были разорены войной. Но интерес к театру, концертам и другим прекрасным развлечениям, остался прежним.


В.Д. Поленов. Бабушкин сад. 1879.

Хотя теперь сад превратился в место уединения, размышления и одиночества. Русских крепостных сменил хор цыган. Но крупные усадьбы долгое время сохраняли свое предназначение. Например Рай-Семеновское превратилось в настоящий модный курорт, благодаря расположению там железистого ключа.

На месте того источника был сооружен храм, поодаль несколько беседок. Это частное СПА просуществовало почти до конца XIX века...


Рай-Семеновское. Сейчас. С просторов

Ну а что было потом, всем и так известно...

* читать про все это и смотреть картинки по вопросу лучше в книге "... в окрестностях Москвы". в сети она не представлена, а я далеко от этого фолианта. уж простите, отделалась тут чем могла :)

и думаю, что встречать весну лучше всего в имении. сейчас возрождают многие усадьбы, и их сады. https://vadimrazumov.ru/668161.html
в блоге по ссылке можно узнать о том что такое русская усадьба поподробнее
Tags: картинки, общедоступное, сугубо личное
Subscribe

Posts from This Journal “картинки” Tag

  • коллекция первых фотографий Рима

    Prima fotografia di Roma – Giacomo Caneva 1847 Edificio Horti Liciniani (all’epoca Tempio Minerva Medica) Джакомо Канева родился в 1813 году в…

  • парк акведуков

    фото по запросу: Parco degli Acquedotti Romani телефон опять повел себя ужасно - по-видимому тренирует мою зрительную память. так что фотографий…

  • Мрамора Торлониев

    Жемчужина коллекции так называемая: "Девочка Торлониев" - римский скульптурный портрет 50-40 года до нашей эры. Искусство Рима всегда стремилось к…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments

Posts from This Journal “картинки” Tag

  • коллекция первых фотографий Рима

    Prima fotografia di Roma – Giacomo Caneva 1847 Edificio Horti Liciniani (all’epoca Tempio Minerva Medica) Джакомо Канева родился в 1813 году в…

  • парк акведуков

    фото по запросу: Parco degli Acquedotti Romani телефон опять повел себя ужасно - по-видимому тренирует мою зрительную память. так что фотографий…

  • Мрамора Торлониев

    Жемчужина коллекции так называемая: "Девочка Торлониев" - римский скульптурный портрет 50-40 года до нашей эры. Искусство Рима всегда стремилось к…