А, благодаря своей ленте, погрузилась опять в "Анну Каренину" и вспомнила о своих размышлениях над романом. Хочу поделиться некоторыми известными мне фактами, возможно они пригодятся "Клубе читателей" ;)
Николай Николаевич Раевский
Прототипом для графа Алексея Кирилловича, который видится большинству поверхностным, самовлюбленным и чуть ли не бездушным человеком, послужил Николай Николаевич Раевский, внук легендарного героя Бородинского сражения.
Этот старинный дворянский род, корни которого уходят в XII век, на протяжении столетий составлял военную славу России. Впрочем, Раевские были не просто вояки. Это была чрезвычайно образованная и незаурядная семья, которая словно передавала по наследству любовь к земле и страсть к ботанике. Николай Раевский – «наш Вронский», ученик самого Грановского и блестящий выпускник физико-математического факультета Московского университета, помимо головокружительной военной карьеры, за свои неполные сорок лет, успел устроить и хлопковые плантации в Туркестане, и основать дендрарий в городе Сочи – там до сих пор растет «дерево Раевского», и создать ботанический парк в Сухуми.
Славились Раевские и своей широкой благотворительной деятельностью. Согласно представлениям XIX века, она обязана была оставаться анонимной, потому сегодня мы можем только предполагать многие из их деяний – на это указывают косвенные доказательства, но в распоряжении архивистов есть и некоторые документы из которых известно, в частности, что дети всякого погибшего за Отечество, получали образование за счет этой семьи. И разыскивали их – давая объявления в газетах.
Первая Сербско-турецкая война или как говорили в России – Сербская война, началась в 1876 году и привлекла необычайное к себе внимание. Мы ведь были близки друг другу еще с древности. По сути с того самого дня как юный Растко Неманя (Святой Савва) принимает решение в XII веке отправиться вслед за русским монахом в наш монастырь на Афон. Православная религия, развитие письменности и исторические события тесно связывали наши народы. Существует тому множество свидетельств. Например, одним из подвижников Петра Великого был серб – Савва Рагузинский, благодаря дипломатической деятельности которого был заключен мир с Китаем в начале XVIII века. Кстати, считается что именно он привозит в Петербург молодого арапа – Ганнибала, прадеда Пушкина. А во время Первого сербского восстания, в 1804 году, повстанческая Сербия впервые напрямую обратиться к России за поддержкой и русские добровольцы устремяться защищать православную веру. В свою очередь, сербы становятся участниками нашей Отечественной войны 1812 года. И нельзя не вспомнить здесь графа Милорадовича, который сумел обеспечить отступление русской армии.
С самого начала XIX века мы воевали и умирали бок о бок. Два наших славянских народа беспрестанно нуждались в помощи друг другу. Первая и Вторая мировые войны только укрепят наши отношения. И именно Сербия примет у себя десятки тысяч русских беженцев в 1919 году – даст им новую родину. Но это будет много позже. А пока – нет ничего удивительного в том, что Сербская война за независимость привлекла не просто внимание, но сотни и сотни русских добровольцев на поля сражений. Существует целый корпус литературы – письма, дневники и воспоминания современников, которые характеризуют всех тех, кто загорелся идеей всеславянства, славянской взаимности.
Еще в студенчестве Раевский входил в кружок сформировавшийся под влиянием Ивана Сергеевича Аксакова – то есть придерживался идей славянофилов. В начале 60-х годов они знакомятся, впрочем, сперва заочно. «Наш Вронский» публикует статьи в журнале «День» и получает редкие по доброжелательству отзывы от крупнейшего идеолога. В своем письме к родственнику Иван Сергеевич пишет: «Самые лучшие корреспонденции в моей газете были – написанные неким Раевским. Знакомы ли вы с ним?» А спустя несколько месяцев Николай Николаевич, или как звали его дома – Николя, вступает в Московское славянское благотворительное общество, в котором Аксаков занимает должности секретаря и казначея. Протоколы заседаний комитета сохранили и пылкие речи Раевского: «Неужели мы останемся равнодушными свидетелями до тех пор, пока не поздно будет подать этим народам руку помощи, когда все связи, соединяющие их с нами будут разорваны?»
В качестве первых шагов он предлагал содержать за счет общества в духовных академиях и университетах молодых людей из подвластных Турции славянских племен, поддерживать на них территориях православые училища, печтать на болгарском и сербском сочинения духовного, исторического и литературного содержания. А в 1867 году Раевский с тайной миссией прибывает на Балканы, в момент сложения Балканского союза. В качестве отчета он предоставляет в МИД России записку: «О необходимости посылки русских офицеров в Турцию для помощи славянам в борьбе против Турции». И мог ли «наш Вронский» остаться в стороне от освободительного движения тогда, когда события в далекой Сербии получают широкий отклик у всего русского народа?
Славянский комитет тогда оказался просто не готов к такому наплыву желающих оказать помощь! Ему пришлось даже реформировать свою деятельность – открывать новые и новые отделения. Две трети денежных пожертвований были внесены крестьянами, рабочими и ремесленниками. Большое число добровольцев вызвалось именно из народной среды, приходилось даже вести тщательный отбор – командировать исключительно тех, у кого был военный опыт. По словам самого Толстого: «Резня единоверцев и братьев славян вызвала сочувствие к страдающим и негодование к притеснителям. Геройство сербов и черногорцев, борющихся за великое дело, породило во всем народе желание помочь своим братьям уже не словом, а делом». Потому неудивительно, что Раевский отправляется на фронт и везет с собой эскадрон за свой счет – то есть 160 обученных военному делу всадников.
Всякое произведение искусства создается художником в определенный период времени и, в первую очередь, в расчете на человека своего времени. Да и сам художник – он неотъемлемая его часть. Общественные настроения, хорошо известны современнику, не требуют никаких пояснений, но для нас видятся как сквозь замутненное стекло. Не всегда мы способны воспринимать во всей полноте мысль и глубинные мотивы поступков героев. Так заключительные диалоги романа «Анна Каренина» по сути своей были злободневны. Это полемика, развернутая Толстым против идей Аксакова. Но в том и величие истинного дара, что несмотря на потерю нами социологических и коллективно-психологических критериев, у нас все же остается возможность понять и углядеть высшую красоту. Ведь стоит только углубиться в обстоятельства далеких дней, как станет ясно: Вронский уезжает в Сербию не потому, что он теряет всякий смысл существования, но потому – что он возвращается к своему делу. Делу своей жизни. И смерть, которая на момент написания романа еще не была известна Толстому, настигнет Раевского на высотах недалеко от селения Горни Адровац. Шальная пуля поразит его точно в висок, в момент командования артиллерийской батареей.
Что произошло с «нашим Вронским», после того как он покинул страницы романа «Анна Каренина» я вычитала в книге ученого, специалиста по истории Сербии и Балкан Нового времени – Андрея Леонидовича Шемякина. Его книга так и называется «Смерть графа Вронского».