форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Categories:

мой Вронский

Я всегда за мужчин! Возможно оттого, что редко вижу вокруг себя тех, кем не могла бы искренне восхищаться. Так, несмотря на увещевания программы по литературе, всегда считала Вронского человеком более чем достойным. И не могла поверить в то - что он, как какой-нибудь пошляк, станет искать себе смерти в бессмысленном бою. Открыв для себя Сербию, раскрыла я до конца и характер этого персонажа.

А, благодаря своей ленте, погрузилась опять в "Анну Каренину" и вспомнила о своих размышлениях над романом. Вот, спешу поделиться некоторыми известными мне фактами, возможно они пригодятся в "Клубе читателей" ;)


Николай Николаевич Раевский

Прототипом для графа Алексея Кирилловича, который видится большинству поверхностным, самовлюбленным и чуть ли не бездушным человеком, послужил Николай Николаевич Раевский, внук легендарного героя Бородинского сражения.

Этот старинный дворянский род, корни которого уходят в XII век, на протяжении столетий составлял военную славу России. Впрочем, Раевские были не просто вояки. Это была чрезвычайно образованная и незаурядная семья, которая словно передавала по наследству любовь к земле и страсть к ботанике. Николай Раевский – «наш Вронский», ученик самого Грановского и блестящий выпускник физико-математического факультета Московского университета, помимо головокружительной военной карьеры, за свои неполные сорок лет, успел устроить и хлопковые плантации в Туркестане, и основать дендрарий в городе Сочи – там до сих пор растет «дерево Раевского», и создать ботанический парк в Сухуми.

Славились Раевские и своей широкой благотворительной деятельностью. Согласно представлениям XIX века, она обязана была оставаться анонимной, потому сегодня мы можем только предполагать многие из их деяний – на это указывают косвенные доказательства, но в распоряжении архивистов есть и некоторые документы из которых известно, в частности, что дети всякого погибшего за Отечество, получали образование за счет этой семьи. И разыскивали их – давая объявления в газетах.

Первая Сербско-турецкая война или как говорили в России – Сербская война, началась в 1876 году и привлекла необычайное к себе внимание. Мы ведь были близки друг другу еще с древности. По сути с того самого дня как юный Растко Неманя (Святой Савва) принимает решение в XII веке отправиться вслед за русским монахом в наш монастырь на Афон. Православная религия, развитие письменности и исторические события тесно связывали наши народы. Существует тому множество свидетельств. Например, одним из подвижников Петра Великого был серб – Савва Рагузинский, благодаря дипломатической деятельности которого был заключен мир с Китаем в начале XVIII века. Кстати, считается что именно он привозит в Петербург молодого арапа – Ганнибала, прадеда Пушкина. А во время Первого сербского восстания, в 1804 году, повстанческая Сербия впервые напрямую обратиться к России за поддержкой и русские добровольцы устремяться защищать православную веру. В свою очередь, сербы становятся участниками нашей Отечественной войны 1812 года. И нельзя не вспомнить здесь графа Милорадовича, который сумел обеспечить отступление русской армии.

С самого начала XIX века мы воевали и умирали бок о бок. Два наших славянских народа беспрестанно нуждались в помощи друг другу. Первая и Вторая мировые войны только укрепят наши отношения. И именно Сербия примет у себя десятки тысяч русских беженцев в 1919 году – даст им новую родину. Но это будет много позже. А пока – нет ничего удивительного в том, что Сербская война за независимость привлекла не просто внимание, но сотни и сотни русских добровольцев на поля сражений. Существует целый корпус литературы – письма, дневники и воспоминания современников, которые характеризуют всех тех, кто загорелся идеей всеславянства, славянской взаимности.

Еще в студенчестве Раевский входил в кружок сформировавшийся под влиянием Ивана Сергеевича Аксакова – то есть придерживался идей славянофилов. В начале 60-х годов они знакомятся, впрочем, сперва заочно. «Наш Вронский» публикует статьи в журнале «День» и получает редкие по доброжелательству отзывы от крупнейшего идеолога. В своем письме к родственнику Иван Сергеевич пишет: «Самые лучшие корреспонденции в моей газете были – написанные неким Раевским. Знакомы ли вы с ним?» А спустя несколько месяцев Николай Николаевич, или как звали его дома – Николя, вступает в Московское славянское благотворительное общество, в котором Аксаков занимает должности секретаря и казначея. Протоколы заседаний комитета сохранили и пылкие речи Раевского: «Неужели мы останемся равнодушными свидетелями до тех пор, пока не поздно будет подать этим народам руку помощи, когда все связи, соединяющие их с нами будут разорваны?»

В качестве первых шагов он предлагал содержать за счет общества в духовных академиях и университетах молодых людей из подвластных Турции славянских племен, поддерживать на них территориях православые училища, печтать на болгарском и сербском сочинения духовного, исторического и литературного содержания. А в 1867 году Раевский с тайной миссией прибывает на Балканы, в момент сложения Балканского союза. В качестве отчета он предоставляет в МИД России записку: «О необходимости посылки русских офицеров в Турцию для помощи славянам в борьбе против Турции». И мог ли «наш Вронский» остаться в стороне от освободительного движения тогда, когда события в далекой Сербии получают широкий отклик у всего русского народа?

Славянский комитет тогда оказался просто не готов к такому наплыву желающих оказать помощь! Ему пришлось даже реформировать свою деятельность – открывать новые и новые отделения. Две трети денежных пожертвований были внесены крестьянами, рабочими и ремесленниками. Большое число добровольцев вызвалось именно из народной среды, приходилось даже вести тщательный отбор – командировать исключительно тех, у кого был военный опыт. По словам самого Толстого: «Резня единоверцев и братьев славян вызвала сочувствие к страдающим и негодование к притеснителям. Геройство сербов и черногорцев, борющихся за великое дело, породило во всем народе желание помочь своим братьям уже не словом, а делом». Потому неудивительно, что Раевский отправляется на фронт и везет с собой эскадрон за свой счет – то есть 160 обученных военному делу всадников.

Всякое произведение искусства создается художником в определенный период времени и, в первую очередь, в расчете на человека своего времени. Да и сам художник – он неотъемлемая его часть. Общественные настроения, хорошо известны современнику, не требуют никаких пояснений, но для нас видятся как сквозь замутненное стекло. Не всегда мы способны воспринимать во всей полноте мысль и глубинные мотивы поступков героев. Так заключительные диалоги романа «Анна Каренина» по сути своей были злободневны. Это полемика, развернутая Толстым против идей Аксакова. Но в том и величие истинного дара, что несмотря на потерю нами социологических и коллективно-психологических критериев, у нас все же остается возможность понять и углядеть высшую красоту. Ведь стоит только углубиться в обстоятельства далеких дней, как станет ясно: Вронский уезжает в Сербию не потому, что он теряет всякий смысл существования, но потому – что он возвращается к своему делу. Делу своей жизни. И смерть, которая на момент написания романа еще не была известна Толстому, настигнет Раевского на высотах недалеко от селения Горни Адровац. Шальная пуля поразит его точно в висок, в момент командования артиллерийской батареей.

Что произошло с «нашим Вронским», после того как он покинул страницы романа «Анна Каренина» я вычитала в книге ученого, специалиста по истории Сербии и Балкан Нового времени – Андрея Леонидовича Шемякина. Его книга так и называется «Смерть графа Вронского».
Tags: вместо комментария
Subscribe

  • а вот еще новость

    нейросеть на ваших глазах превратит фотографии в картины по ссылке можно провести этот эксперемент: https://knife.media/paint-transformer/

  • ну и ну!

    Федеральная налоговая служба (ФНС) обнаружила, что её сотрудник в Подмосковье за свои деньги оплачивал мелкие долги россиян. Как объяснил…

  • спрашивали-отвечаем

    Инга ИЛЬМ, актриса, историк искусства: Современное искусство - это всегда социальный заказ, провокация, способ выявления настроений общества. И…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

  • а вот еще новость

    нейросеть на ваших глазах превратит фотографии в картины по ссылке можно провести этот эксперемент: https://knife.media/paint-transformer/

  • ну и ну!

    Федеральная налоговая служба (ФНС) обнаружила, что её сотрудник в Подмосковье за свои деньги оплачивал мелкие долги россиян. Как объяснил…

  • спрашивали-отвечаем

    Инга ИЛЬМ, актриса, историк искусства: Современное искусство - это всегда социальный заказ, провокация, способ выявления настроений общества. И…