форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Category:

немножко о поле храма Коронованных мучеников

Снимок экрана 2021-03-13 в 9.59.01.png

В Средние века богослов - мудрец, именно что диктовал художнику. Он создавал программу росписи, мозаики, орнамента. Образ – единственная возможность обращения сразу к большому количеству людей. А еще попытка пояснить и закрепить какие-то концепции мироустройства. И для того, чтобы мысль была понятна везде – по всему христианскому миру, устанавливали каноны, устойчивые типы воспроизведения одной и той же смысловой композиции. Распространяли образы с помощью книжных миниатюр. Можно даже сказать что в столице Веры сначала договаривались о некой художественной и смысловой тенденции, а потом распространяли очень конкретную идею. И говорим мы сейчас о времени, когда не был еще придуман печатный станок, нет фотоаппарата, телефона. Ты знаешь только то, что обрывками уловил в толчее на площади, все остальное о мире узнаешь в храме во время службы, а чаще - через визуальное пояснение. И всякую даже малую вещь, ее узор и орнамент, можно рассматривать как форму молитвы. Средневековый человек умел считывать такие послания и с фасада зданий и с мозаики пола, и воспринимал как интимные сообщения керамику и литье. Искусство – это пропаганда, если хотите.





Вот например, картины мозаичного пола принято воспринимать от центра к алтарю по продольной – смысловой – оси. Важно помнить и о переменных значениях фигуры и фона. Я призываю вас сейчас в область, которую специалисты называют фрактальной геометрией. Ранние богословы увлекались математикой, нередко были и строителями, и учеными, имели доступ к трудам древних и даже записям тайных сект, например пифогорейцев: в основе всех вещей лежит число, познать мир – значит познать управляющие им числа. Число имело очень большое значение, ибо считалось: в основе сотворенной Господом Гармонии находятся числовые соотношения. То есть познать число – познать Бога.

Я ничего не понимаю в этой геометрии, но термин «фрактал» обычно приводят специалисты, когда приступают к расшифровкам древних орнаментов. И ведь важно даже количество стыков мозаики! Одни несут указания на золотое сечение, другие – на другие, какие-то еще позабытые нами формулы. Я же просто последую примеру авторитетов и заявлю: орнамент – это математический шифр. Средневековый человек открывает перед нами еще одно измерение, разверстывает бездну под нашими ногами.



Центральный рисунок главного нефа – вишневый драгоценный порфир – центр зала. Его средоточие. Перед нами пятичастная фигура – круг окружен четырьмя малыми кругами и вписан в квадрат. Эта структура неизменна – она будет присутствовать всегда в качестве элемента.

В книгах – а в первую очередь книгах священных – такую композицию принято использовать для репрезентации и иерархии символов. Круг символизировал Вселенную, Божественную силу. Например, в одном случае в центре него восседал Христос, в окружении четырех медальонов – каждый с символическим изображением евангелиста. Орел – Иоанн, Телец – Лука, Лев – Марк и Ангел, точнее человек с крыльями – Матфей. Тетраморф – так называются эти апоколиптические существа. Тетраморф – называется и эта фигура. В другом случае в центральном круге могла присутствовать Дева Мария, и тогда ее окружали Силы Небесные, согласно их небесной иерархии – херувимы, серафимы, ангелы, архангелы.

Знаменитого ученика Алкуина – ярчайшего ученого и богослова VIII века, основателя академии при дворе Карла Великого, прозвали Мавр. Он стал основателем собственной школы и был занят изысканиями природы вещей. Он успевал многое фиксировать и не оставлял этого занятия на протяжении всей своей жизни. Таким образом до нас дошли некоторые из этих символических значений чисел (всего указано было 144 000). Нужно учесть, что эта нумерология основана на анализе библейских текстов. И вот благодаря блаженному Рабану Мавру (780–856) – немецкому энциклопедисту и писателю, чьи труды были высоко оценены поколениями, мы можем сделать некоторые шаги в темноте нашего невежества.

О числе четыре он высказывается так: число евангелистов; четыре добродетели святых – благоразумие, справедливость, мужество и умеренность; четыре части света; четыре элемента – вода, огонь, воздух, земля, из которых формируется человеческое тело...

Но не менее важна структура переплетающихся лент орнамента!

Широкая кайма охватывает каждый из малых кругов, и важно обратить внимание на то, как уложены эти ленты. Какие-то из них ограничивают геометрическую фигуру, другие характеризуют, третьи включают в общую структуру, что указывает на взаимосвязанность некоторых символов: это не просто слово, это целые предложения.

Что интересно – в церкви Во имя Четырех коронованных мучеников узор ленты меняется – объединяя только те фигуры, что расположены наискосок друг от друга. Что еще интересного? Теперь можно размышлять вместе. Вот справа – если стоять лицом к алтарю – круг хоть и такого же диаметра, как прочие, но отличается по тому оформлению, в котором лежит: это разработанный, четкий, повторяющийся рисунок. Чередующиеся треугольники, то вверх острым углом, то повернутые основанием. Кстати, в некоторых храмах можно обнаружить изображение точь-в-точь похожее на треугольник Серпинского, удивительные свойства которого были открыты и изучены лишь в 1915 году.

Треугольник в богословии – символ Святой Троицы. Со слов святого Иринея Лионского, в своем графическом начертании означает: Бог стал человеком – это треугольник опускающийся вниз, чтобы человек стал Богом – это треугольник вершиной вверх. И это чередование – демонстрация нам идеи самоподобия. Мир, в каждом сегменте которого – Бог.

А еще этот круг в такой короне похож на светило – так представляется солнце на детском рисунке, на языке архетипа. Эту догадку легко проверить – нужно сравнить все прочие круги между собой. У соседнего слева, если смотреть на алтарь, – орнамент похож, только мельче и несколько упрощен. Тогда как круги, лежащие ближе к алтарю, вероятно, означают другие понятия – относительно второстепенные? Им не дают никакой характеристики, только простраивают взаимосвязи.

И мы должны помнить об отношении к звездам древних. Небесные светила, которые устанавливали не только сельскохозяйственный круг, от чего зависело пропитание, но и позволяли составлять маршруты по миру, держать свой путь в чужеземье, влияли на приливы и отливы, указывали дорогу к дому... Скорее всего, перед нами Солнце и Луна.

Что еще интересно? Заполнение фона. Оно разное; похоже, между Солнцем и Луной лежит вода. Или некая подвижная структура. Море разделяет и теперь утерянные смысловые точки. А два других, противоположных друг другу, поля, вероятно, содержат две одинаковые концепции. И если: круг считался символом Вселенной, олицетворял Божественную силу, треугольник – символом Троицы, квадрат – символом тварного мира... то, быть может, это День и Ночь? Раскинулись по сторонам света?



Вполне вероятно, некоторую навигацию несет в себе любая из таких мозаик. Но не может занимать центрального места. И если еще присмотреться – заявленный рисунок справа и слева внутри центрального - главного квадрата, сохраняет противопоставление один другому. Это противоречие разрежет весь пол базилики по оси движения на симметричные прямоугольники. Таким образом, все «нейтральное» пространство, а точнее, пространство, предоставленное высказыванию, расколется на четыре части.

«Ибо четырехкратным числом выражается бег времени и в течение суток, и в течение года; время суток – отрезками утренних, дневных, вечерних и ночных часов; годовое время — весенними, летними, осенними, зимними месяцами. Пока мы живем во времени, следует удерживаться и избегать временных наслаждений ради вечности, в которой мы хотим жить, хотя само учение о презрении времени и стремлении к вечному проникает к нам в беге времени» – так указывает Рабан Мавр в своей 22-томной энциклопедии «О природе вещей».

Конечно, все мои предположения ничтожны, слишком мало букв из этой азбуки мне известно. На эту тему есть научные труды. Про код Космати. И основные орнаменты – с усложненными фигурами, – лежащие в центре круга… позвольте даже не комментировать. Это поле, где гибнут репутации. Назовем это "пространство для ваших фантазий".

Давайте лучше обратим внимание на общую композицию.



Следующая смысловая группа заключена в прямоугольник, который дважды меняет фон, а значит, орнамент и простейшие фигуры, из которых он составлен. Четыре «слова» – неразрывны. Их оплетает лента, которая превращается здесь в знак бесконечности – представленные понятия перетекают одно в другое. Так могли изображаться и четыре элемента, и четыре кольца Ковчега Завета. Но скорее всего, число четыре в данном контексте означает число мучеников – тех, кому посвящена эта церковь. Эти четыре кольца составляют подножие креста. За триумфальной аркой лежат его стороны, идентичные по форме, но разные по цвету мозаики, несущие различные значения.

Сердце креста – его центральная часть, состоит из трех (один из которых тоже из порфира – как центральный), вновь неразрывно, связанных кругов, которые вновь, единые смыслом, длят ось вслед за теми четырьмя. Итого – 7. Привожу здесь цитату из работы современного исследователя:

7 – день Творения, когда Бог отдыхал; семикратная благодать Святого Духа; духи из Откровения (Откр. 5:6): «стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю»; семь Церквей, символизируемых семью свечами и семью звездами; цикл в семь дней; семь грехов; семь злейших духов; семь мерзостей души Соломона (Притч. 26:25); семь наказаний за грехи (Лев. 26:24); символизирует старый Закон и Евангелие. И в зависимости от того, какой контекст число окружает, оно открывает свое истинное значение…

Мы все еще плохо представляем себе тот язык. Впрочем, такие композиции служат и для того, чтобы показать путь прихожанину, разметить важные точки проведения литургии – согласно законам акустики указать место чтецу или юному служке с хоругвями не дать ошибиться.

дальше: https://inga-ilm.livejournal.com/1999849.html

Tags: Рим
Subscribe

Posts from This Journal “Рим” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “Рим” Tag