форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Categories:

Мрамора Торлониев


Жемчужина коллекции так называемая: "Девочка Торлониев" - римский скульптурный портрет 50-40 года до нашей эры.

Искусство Рима всегда стремилось к детальному, как можно более точному, маскимально реалистичному изображению жизненных образов. Согласно верованиям древних, у каждого человека есть свой гений и задача художника его уловить и запечатлеть, потому скульптурный портрет одно из самых развитых и важных направлений этого искусства. То есть основополагающий принцип - пристальное внимание к индивидуальным особенностям человека. У римлян было понятие и парадного скульптурного портрета - когда человек, точнее император, представал перед народом в своей славе, но и в этом случае идеализация относилась скорее к могуществу тела, позе и подробности доспеха. Римляне не приукрашивали потретируемого, напротив, в подробностях изображали все неправильности его лица, включая шрамы и бородавки. Веризм - максимальное подобие - так называют такой подход к изображению специалисты.




"Евтидем" - название одного из диалогов Платона, в котором главный герой - философ Евтидем, оппонирует Сократу. Римский портрет конец 3 - начало 2 века до нашей эры.

Вчера наконец распахнули свои двери музеи и мы первым делом побежали на выставку "Мрамор Торлониев". Она открылась год назад (за два дня до карантина) и в редкие просветы между периодами домашнего заключения мы рвались туда. И всякий раз безуспешно. То оказалось что билеты нужно покупать только он-лайн. То билетов не было (теперь строго по сеансам), то сайт музея лежал. Только вчера мы смогли насладиться скульптурой, которую старая римская семья, впервые за историю своей коллекции, предоставила на лицезрение простым смертным.



Это крупнейшее частное собрание античной скульптуры в мире. Одних только императорских портретов в ней насчитывается более ста, кроме того более 600 скульптур. На выставке всего 92 произведения и у меня много вопросов к экспонированию - такого скучного в Риме еще не встречала. Вероятно, это связано с тем, что бывшую виллу Муссолини еще только начал обживать музей. Впрочем, я вообще не фанат Капитолия. В нем столько сокровищ, что ребята просто не заморачиваются, практики такой у них нет. Было жаль смотреть на интереснейших персонажей, которые выставлены в три ряда - будто выискивать кого-то в безмолвной толпе. И сфотографировать, конечно, было сложно. А самое обидно что таблички в таком случае были просто сформированы в длинный список. Вот например: кто этот задумчивый толстячок или с кем ассоциируют его специалисты? Часто личные имена портрета утеряны и даются хранителем коллекции или владельцами по некой ассоциации, что тоже интересно!


"Старый мужчина из Отриколи". Назван по месту обнаружения портрета. 50 год до нашей эры.

Зато почти всех императоров я знаю в лицо. Это мой любимый. В молодости.

Помимо того что он был весьма достойным правителем, он был еще и писателем.

Собрание античной скульптуры невозможно представить себе без богов и мифологических сюжетов.


Афина. Мраморная копия с бронзовой статуи. 140-180 гг. нашей эры.

И еще несколько портретов:


Потусторонние ребята с саркофага.


Сатир


Голова Медузы-Горгоны

Самое интересное в этой коллекции - подход к реставрации. Все статуи вычищены, их потери максимально спрятаны под гипсом. Это веяние нового времени - конца XIX века и пожелание хозяев коллекции. Пусть будут как новенькие. Лишь одна статуя представлена в том виде в котором сохранилась



Этот молодой Геракл воссоздан из 30 осколков (как впрочем и большинство другой скульптуры). Коллекционеры хотели продемонстрировать сколько труда и гипса ушло на восстановление прочих экспонатов. Лично мне естественность милее. Возможно мой вкус испорчен музеем слепков в Москве - как только я вижу гипс вместо мрамора, мне страшно :)

Так что следующим номером в нашей программе музей в палаццо Атемпс - это один из моих любимых музеев. Во-первых туда никто не ходит, почему-то. Во-вторых это прекрасная городская вилла. В-третьих там скульптура реставрировалась в Ренессанс и, несмотря на многие потери, выглядит гораздо более убедительно. Пойду приведу себя в чувство.

тем временем в Манеже "Неподвижность"

там представлены наши лучшие скульпторы. мне кажется важным такие штуки посещать - ощущать чем картинка отличается от присутствия
Tags: Рим, картинки, телефона
Subscribe

Posts from This Journal “Рим” Tag

  • дно

    дно фонтана Треви. монеты оставляют след на мраморе. нельзя туда кидать их! и если по преданию - необходимо выпить воды из этого фонтана. это…

  • В Ватикане

    Обратила внимание на пару. Точнее, сначала я поймала духи. Это были старомодные, тяжёлые, сладкие волны. И чуть горьковатое в конце. У меня точно…

  • акция: освободи рабочий стол!

    Гипогей Ливии. 1 век до нашей эры. на балконе себе такое прошу )

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

Posts from This Journal “Рим” Tag

  • дно

    дно фонтана Треви. монеты оставляют след на мраморе. нельзя туда кидать их! и если по преданию - необходимо выпить воды из этого фонтана. это…

  • В Ватикане

    Обратила внимание на пару. Точнее, сначала я поймала духи. Это были старомодные, тяжёлые, сладкие волны. И чуть горьковатое в конце. У меня точно…

  • акция: освободи рабочий стол!

    Гипогей Ливии. 1 век до нашей эры. на балконе себе такое прошу )