я совершенно случайно пришла поступать в Московский Государственный Университет. просто сидели мы с одним известным художественным критиком как-то за ужином. и я страшно ругалась на это современное искусство. совершенно не представляя тогда себе сей предмет. то есть абсолютно. напилась шампанского и смело высказывала свои соображения в лицо человеку, о деятельности которого ничего не знала. он с интересом выслушал мое мнение - внимательно, терпеливо и отстранено, как это делает врач. и ответил: А иди учится в университет. на историю искусств.
что это такое на самом деле я толком не представляла – артистка, одним словом. просто утром проснулась, вспомнила что в университете говорят интересно, залезла в интернет нашла телефон приемной комиссии, созвонилась, уточнила, да и пошла учиться в МГУ. Буквально вот - поехала документы сдавать.
И снова начиналось лето, и я как прежде очень волновалась в приемной комиссии. Это было занятно - переживать в сознательном возрасте все те же ощущения, что и в 17 лет. К тому же оказалось что второму высшему послабление. Билеты не тянуть. Сочинение не писать. Собеседование по двум предметам. История искусств. И история России. На уровне средней школы? Подумаешь! Я выдохнула. И я заблуждалась! Второму высшему придется очень нелегко и, в конце концов, со всего набора нас останется четверо.
Время сразу по окончанию школы пиковый момент знаний. Только что в вас впихнули огромное количество информации – последовательно и за десять лет, натренировали контрольными, экзаменами, проверками. Репетиторами, в конце концов. На первом курсе университета - знают больше чем на пятом! Парадокс! Но ведь когда начинается специализация - какие-то обширные области знаний просто уходят под воды. Исчезают как Атлантиды. Тают от бездействия... И я такая пришла - двадцать лет как закончила учиться и вообще слушать кого бы то ни было. Да еще хоть за плечами институт, я в универе не признавалась какой у меня диплом. У приличных людей такое образование вызывает вежливую улыбку. Актеры ничего никогда не писали. Лабораторных не делали. Пляски и песни, в основном ведь. Чтение пьес и разбор драматургии. Так что в голове обрывки ролей, да пара хороших книжек.
Правда, сначала я осмелилась написать свой первый скромный трактат. Легкую компиляцию историй о деятельности архитектора Чарльза Камерона. По слухам в придачу: то ли массона, то ли шпиона, то ли якобинца, да чуть ли не соискателя на английский престол. Библиотека у него чрезвычайно интересная! Я обожаю изучать чужие библиотеки - он увлекался теориями заговоров. Впрочем не только! Это был очень широко образованный человек. Но кроме как о Камероне, о Павловске и Царском селе, я больше ничегошеньки не знала. Абсолютно. Белые пятна. Антарктиды на месте мировой истории и культуры. Поэтому, когда я вошла в новую аудиторию и меня пригласили сесть, то я плюхнулась за парту перед энергичным, загорелым, синеглазым мужчиной, и сразу призналась – только про Камерона. - Какую книгу он написал? - Ну знаете ли, - довольно развязно ответила я, это очень тяжело выговорить! Три строчки название занимает. Вы сами попробуйте-то! - Кто учитель Камерона? - последовал молниеносный вопрос.
Нужно сказать, что Камерон загадочная личность. До сих пор его жизнь окутана волнительной пеленой тайны. Потому я воскликнула: Палладио! - Подождите же, как такое может быть? Остановил меня Иван Иванович и строго прошелся за бумагами к столу преподавателя. Ну, конечно, скучно продолжила я. - Палладио это позднее Возрождение. Камерон – это классицизм. Почти двести лет, или сколько там, разницы. И, конечно, Исаак Веар, конечно. Непосредственно он учитель, мастер, гравировщик, - уточнила я. Но ведь я имею в виду Палладио учитель в том смысле, что стал ориентиром, был первым кто смог и объяснил как актуализировать классику, ввести ее в обиход, сделать необходимой современности... - Так, так! Иван Иванович с интересом посмотрел на меня, надел очки: Фамилия! Оказывается наш декан, заведующий кафедрой истории искусства и замечательный человек всегда принимал экзамены сам. Ему важно было видеть динамику студента, его учебный прогресс. Но пока я даже не представляла что за величина передо мной сидит! Он переспросил фамилию, нашел, поставил "отлично" и оставил свой острый росчерк в ведомости. Я была на десятом небе - раз раз и в дамки. Теперь я села перед историком. Мне буквально накануне вечером каким-то чудом попалась в сети статья Ключевского о Петре Великом. И ведь именно о времени Петра Великого меня и спросили! Кто такой Ключевский я понятия не имела. Поэтому очень осторожно изложила его концепцию. Как потом оказалось это было лучшее, что можно было представить на вступительном по истории.
я была принята
* мое крылечко. столько всего здесь передумалось. я сначала жалела, что не в старом здании учиться. а потом порадовалась - пусть наше здание было дурацкое. и самое ужасное - строители не учли акустику. некоторыми аудиториями просто невозможно было пользоваться - или эхо, или просто ничего не слышно, или система вентилирования проложена неудачно и работает на полную мощь. зато - зато мне из окон было видно здание старого университета. и мне от этого почему-то становилось весело :)