С Праздником!

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в. Новгород.
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Это богослужебное песнопение – тропарь – звучит на протяжении девяти дней накануне одного из двенадцати основных празников, в течение Успенского поста. И эта же песнь, уже украшенная радостью, раздается и в сам праздник Успения.
Смерти нет – вот основание для ликования в этот день, так же как и в день Пасхальный. За сном всегда следует пробуждение, а Успение – указание на пробуждение к жизни Вечной. В этой сцене мы всегда видим Христа, но выглядит он здесь не обычно.
Мы привыкли к его лицу, искаженному крестной мукой, нам хорошо знаком лик Пантократора – Всесильного Небесного Царя, Спаса Вседержителя. Помнит каждый, каким серьезным младенцем выглядит Он на руках Девы Марии. Но как же трогательны в сцене Успения эти Его объятия, эта склоненная в тихой нежности голова! Словно именно теперь и раскрывается Его природа человеческая. Художественная композиция сцены Успения следует вслед за описанием данном нам в апокрифе.

Афон. Афон. Монастырь Ставроникита. XIII век.
Когда Богородица возлежала на смертном одре, совершилось чудесное событие: силой Божией в Ее дом были собраны находившиеся тогда в различных странах апостолы. Чудом смогли присутствовать они при Успении Девы Марии, застать тот момент, когда душу Ее принимает на руки Христос.
И вот перед нами лежащая на драгоценной, пурпурной материи Богоматерь. Она окружена со всех сторон апостолами, каждый из которых по-своему переживает происходящее. Ровно посередине, среди ангелов возвышается фигура Иисуса. Он бережно держит спеленутую в светлое фигурку – душу своей Пречистой Матери и чуть опускает к Ее телу взор.

Собор святой Соффии в Новгороде
Внизу земная скорбь, вверху – ликование и торжество будущего века…