форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Category:

про слова и понятия



МУРА ФРАНЧЕСКО ДЕ Аллегория искусств/Неаполь/1696-1782
Холст, 142 х 132 см. Музыкальная тема, включенная в изображение, — фрагмент одного из шести дивертисментов, написанных Гайдном для короля Неаполитанского в 1750 г. Приобретена для коллекции Лувра в 1872 г.


Сегодня понятие «искусство» мы рассматриваем как неотъемлемую часть культурной жизни, но вряд ли в состоянии дать этой грезе четкое определение. Скорее пустимся в перечисление: музыка, театр, поэзия – имея в виду временные искусства (которые оставим в стороне), а говоря о пространственных, вспомним о живописи, скульптуре, архитектуре, с которыми сталкиваемся в каждодневной жизни теперь значительно реже. Очевидно одно: мы отделяем плоды духовного творчества от научной, общественной, политической, религиозной жизни.


Искусство – занятное слово! Происходит от старославянского корня "искоусъ" - опыт, попытка, испытание. Изначально оно соединяло в себе и такие значения, как прельщение, на что указывает родственный глагол искушать, и вместе с тем, что важнее, – глагол вкушать. Таким образом рождается осознание разделения пищи на материальную и духовную, то есть искусство нечто вполне сопоставимое с куском черного хлеба.

И, путешествуя по разным землям, разглядывая культуры и образы такой далекой нам теперь действительности, можно начать пробовать относиться к искусству именно так, как это делали древние. В прямом переводе с латыни «искусство» значит: с одной стороны – рисковать, отваживаться, пускаться наудачу и даже отстаивать свое право на суде; с другой – находить и узнавать.

В науке принято рассматривать всякое художественное произведение – картину, скульптуру, архитектурное сооружение, драгоценности, утварь – как некое высказывание, как полноценный текст обращенный ко зрителю. История искусств – это вообще наука о смыслах. А познать смысл, дешифровать сообщение возможно, лишь ощутив всю мощь творения. Для этого нужно не просто оказаться с ним лицом к лицу. Еще важнее взглянуть на артефакт ушедшего мира с той точки зрения, с которой человек когда-то смотрел на него. Это не так-то просто, зато невероятно увлекательно: откинуть свои привычки сознания и принять совершенно иную модель мира, сменить представления и ценности, отношение ко времени, пространству, жизни – опираясь на бесспорные факты и пришпоривая свое воображение.

Современный человек просто привык к тому, что произведения искусства хранятся в музеях, оттого и в голову не приходит рассматривать каждое из них как личное обращение, как попытку диалога, иногда и окрик, а не как экспонат на складе ценных, но давно не нужных вещей. Музей, это изобретение новейшего времени, и занят-то по сути именно тем, что изымает вещи из человеческого обихода, лишает их первоначальных функций: ведь если на стул нельзя сесть – значит, это уже не стул. И если перед этим распятием нельзя больше обращаться к Богу, значит, это не распятие…

Но вглядываясь в зарю истории нельзя не отметить, что искусство еще - с самого своего начала, в своем истоке, считалось магическим актом передачи таинственных сил артефакту, то есть проявлением некой вневременной актуальности. И единственным способом постижения подлинного признавался путь мистики – то есть слияния с объектом познания.

Вот что пишет об этом теоретик искусств, основатель формальной школы:

"Кто привык взирать на мир как историк, тому знакомо это чувство глубокого счастья, когда для взора вещи вдруг ясно предстают, пусть и не полностью, но в своих истоках и в своем изменении, когда сущее освобождается от случайного облика и позволяет познать себя в качестве ставшего, необходимо свершившегося. И чтобы испытать это чувство, нужно обладать чем-то еще, помимо планомерного обозрения…"

Генрих Вельфлин. «Объяснение произведения искусства». 1921 г.
Tags: вместо комментария
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 25.10.1817

    в Москве на Воробьевых горах в присутствии императора Александра I заложен храм Христа Спасителя по проекту А.Л.Витберга

  • Капитолий

    автор архитектурного ансамбля Микеланджело

  • день снежного барса

    Шива Когда-то давным-давно, когда деревья были маленькие, нужно было придумать подарок для избалованного вниманием наследника. В тот момент он не…

  • простите

    я сегодня опять ничего не могу сказать о Риме. снова вертолеты с самого утра

  • Великий Гетсби

    сцена из спектакля театра Пушкина с Ди Каприо не смотрела. с Редфордом Дэйзи не обсуждается. а он — хорош. вот спросили тут: какая все-таки эта…

  • просто так

    чаша для святой воды в католической церкви * ныне пустуют

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments