форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Category:

про слова и понятия



МУРА ФРАНЧЕСКО ДЕ Аллегория искусств/Неаполь/1696-1782
Холст, 142 х 132 см. Музыкальная тема, включенная в изображение, — фрагмент одного из шести дивертисментов, написанных Гайдном для короля Неаполитанского в 1750 г. Приобретена для коллекции Лувра в 1872 г.


Сегодня понятие «искусство» мы рассматриваем как неотъемлемую часть культурной жизни, но вряд ли в состоянии дать этой грезе четкое определение. Скорее пустимся в перечисление: музыка, театр, поэзия – имея в виду временные искусства (которые оставим в стороне), а говоря о пространственных, вспомним о живописи, скульптуре, архитектуре, с которыми сталкиваемся в каждодневной жизни теперь значительно реже. Очевидно одно: мы отделяем плоды духовного творчества от научной, общественной, политической, религиозной жизни.


Искусство – занятное слово! Происходит от старославянского корня "искоусъ" - опыт, попытка, испытание. Изначально оно соединяло в себе и такие значения, как прельщение, на что указывает родственный глагол искушать, и вместе с тем, что важнее, – глагол вкушать. Таким образом рождается осознание разделения пищи на материальную и духовную, то есть искусство нечто вполне сопоставимое с куском черного хлеба.

И, путешествуя по разным землям, разглядывая культуры и образы такой далекой нам теперь действительности, можно начать пробовать относиться к искусству именно так, как это делали древние. В прямом переводе с латыни «искусство» значит: с одной стороны – рисковать, отваживаться, пускаться наудачу и даже отстаивать свое право на суде; с другой – находить и узнавать.

В науке принято рассматривать всякое художественное произведение – картину, скульптуру, архитектурное сооружение, драгоценности, утварь – как некое высказывание, как полноценный текст обращенный ко зрителю. История искусств – это вообще наука о смыслах. А познать смысл, дешифровать сообщение возможно, лишь ощутив всю мощь творения. Для этого нужно не просто оказаться с ним лицом к лицу. Еще важнее взглянуть на артефакт ушедшего мира с той точки зрения, с которой человек когда-то смотрел на него. Это не так-то просто, зато невероятно увлекательно: откинуть свои привычки сознания и принять совершенно иную модель мира, сменить представления и ценности, отношение ко времени, пространству, жизни – опираясь на бесспорные факты и пришпоривая свое воображение.

Современный человек просто привык к тому, что произведения искусства хранятся в музеях, оттого и в голову не приходит рассматривать каждое из них как личное обращение, как попытку диалога, иногда и окрик, а не как экспонат на складе ценных, но давно не нужных вещей. Музей, это изобретение новейшего времени, и занят-то по сути именно тем, что изымает вещи из человеческого обихода, лишает их первоначальных функций: ведь если на стул нельзя сесть – значит, это уже не стул. И если перед этим распятием нельзя больше обращаться к Богу, значит, это не распятие…

Но вглядываясь в зарю истории нельзя не отметить, что искусство еще - с самого своего начала, в своем истоке, считалось магическим актом передачи таинственных сил артефакту, то есть проявлением некой вневременной актуальности. И единственным способом постижения подлинного признавался путь мистики – то есть слияния с объектом познания.

Вот что пишет об этом теоретик искусств, основатель формальной школы:

"Кто привык взирать на мир как историк, тому знакомо это чувство глубокого счастья, когда для взора вещи вдруг ясно предстают, пусть и не полностью, но в своих истоках и в своем изменении, когда сущее освобождается от случайного облика и позволяет познать себя в качестве ставшего, необходимо свершившегося. И чтобы испытать это чувство, нужно обладать чем-то еще, помимо планомерного обозрения…"

Генрих Вельфлин. «Объяснение произведения искусства». 1921 г.
Tags: вместо комментария
Subscribe

  • ой

  • (no subject)

    Меня сюда уже не пустят – объявление относится к молодым людям – в возрасте от 18 до 40 лет. Но ребята, это крутейшее предложение для тех, у кого…

  • интервью

    Инга Ильм о своей Италии: «Ни один из итальянских городов не оставит путешественника в разочаровании» Инга, в 2019 году вышла ваша книга «Моя…

  • грустные дни...

    фото: https://mikekire.com

  • фб подсунул )

    2009 год. Изборск. Словенские ключи. Привал. это я студентка. у нас искусствоведческая практика.

  • на фб балуются

    публикуют фотографии себя сегодня и пять лет назад 2013 - это я живу во Франции 2018 - это я переехала в Италию два разных человека :) а я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments