Шива
Когда-то давным-давно, когда деревья были маленькие, нужно было придумать подарок для избалованного вниманием наследника. В тот момент он не ходил в школу, находился на домашнем воспитании и, таким образом, имел возможность погружаться в интересующий его предмет с головой. И, как всякого малыша, его очень интересовали животные. Отрываясь от Брема и, пролистывая иллюстрированные энциклопедии живой природы, он задавался огромным количеством вопросов. Некоторые из которых были очень сложные например – кто лучше тигр или лев?
В конце концов героем был объявлен снежный барс. Во-первых он очень красивый “и на лицо тоже”, во-вторых у него супер-хвост. Сильный и длинный, он помогает ирбису в полете, направляет его. Кроме того, хвост еще и очень пушистый, поэтому спит снежная кошка прямо на нем, уютно свернувшись колечком. Живут барсы в снегах высокогорий, предпочитают 5 тысяч метров над уровнем моря. Образ жизни у них уединенный. Пары образовывают на всю жизнь, живут не вместе, поблизости, котята остаются с мамой в течении многих лет. Защищают барсы свои территорию неагрессивно. Они живут так, что мало кто сможет. Так что хотите - берите. И вообще они не агрессивны. И даже во время охоты – если промахнутся в прыжке, то добычу редко преследуют, хотя на короткие дистанции развивают приличную скорость и вообще при весе 45 килограмм легко берут добычу в три раза превышающую их вес. Хотя... мы очень мало об этом животном знаем. Оно и сегодня остается одним из самых малоизученных! Снежный барс – вот самая главная кошка на свете!
От имени того, чьи плакаты украшали стены комнаты, было написано трогательное письмо с предложением дружбы, которое легло под подушку именинника. Он вбежал к нам в тот день рано утром и радостно закричал: Скорее! Вставайте! Нас зовет в гости снежный барс! Он сказал, сегодня мы обязательно должны с ним встретиться!
Это был волшебный день.
Тем, кто оформляет опекунство в зоопарке доступны такие блага, о которым простым смертным и мечтать не приходится. Дело даже не в том, что вольер симпатичного вам зверя украшает табличка с вашим именем, пусть здесь и есть чем гордиться, все же самое главное, на мой взгляд, это - возможность гулять по зоопарку без единого посетителя. Раз в неделю животные получают “свой день” В этот тихий и приятный заслуженный выходной они выходят в вольеры и стряхивают с себя привычную ленивую дрему, в которую они погружены в «рабочие» дни. Мамы выводят на ласковое солнышко крошечное потомство, свинки торгуются и визжат, жирафы лижутся, моржи – фыркают и лезут обниматься, львы бросаются из засады, а дельфины весело насвистывают. Что еще важнее – так появляется чудесная возможность пообщаться с теми людьми, которые отдают свою жизнь искренним заботам о животных. А сколько историй они рассказывают о жизни и привычках своих подопечных!
Я была поражена той атмосферой, которая царит за кулисами зоопарка. Кажется, что тепло и любовь просто разлиты в тех крошечных подсобных комнатенках, где ежедневно для капризули медведя-губача трут морковку килограммами, где вручную (!) перебирают тонны креветок для маленьких тюленей, где тигрица Мегера требует ласки и невероятной чистоты. И где ни один из служителей не скажет – я здесь работаю за копейки, а оттого пусть все идет как идет. Нет – тебя встречают искренние улыбки невероятных людей достойных Красной книги Москвы. И когда совсем подпирает, они ведь приносят из дома свои овощи, йогурты, фрукты. Их самоотверженный труд заслуживает самого глубокого уважения, особенно когда понимаешь, что благодаря этой бесконечной заботе в нашем зоопарке животные живут гораздо дольше отпущенного им на воле срока. И ведь о многих из тех, кого мы видим сегодня в центре Москвы возможно нашим внукам придется узнавать только по старым фильмам Animal planet и фотографиям в истрепанных журналах. На наших глазах живая природа становится страницей истории.
Снежного барса похоже осталось около трехсот особей, а дальневосточного леопарда, манула и амурского тигра и того меньше… Помощь заповедникам и зоопаркам – наш посильный вклад.
Так мы на себя приняли финансовые заботы о новоприбывшем молодом серебряном Шиве. Барс еще ни разу не выходил в открытый вольер и на тот момент привыкнул лишь к одному человеку. Когда животные только приезжают на новое место, а приучить дикое животное к новому месту очень непросто, оно на первых порах ведет жизнь далекую от чужих глаз. И нам довелось участвовать в одном из этапов процесса адаптации. Барс - удивительное существо и наблюдать его большая редкость даже в зоопарке. И непосредственно сейчас ведется большая работа по изучению его образа жизни и предпринимаются работы по спасению его крохотной популяции.
* фото московского ирбиса Владимира Романовского