форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Categories:
Иконография – это раздел истории искусства, который изучает внутреннее содержание произведения. Оно постигается через выявление присутствия основополагающих принципов характерных для определенной эпохи, нации, общественного слоя, религиозных и философских убеждений. Таким образом, иконография занимается жизнью и описанием сюжетов и аллегорий. Она прослеживает диалоги в вечности между величайшими творцами. Произведения искусства, как литературные так и живописные исполнены скрытых цитат. Они рождают собой бесконечность перекрестных ссылок, создают язык образов, который начиная с Античности и до падения символики искусства был доступен любому. Иконография – это дешифровка, пьянящая вишенка на десерте науки.

Версия ее современной методологии была предложена Эрвином Панофским в 1939 году. С отрывком из его книги я хочу, как уже давно обещала, познакомить тут кое-кого *)

61.91 КБ



«Иконографически эта картина изображает наслаждения любви с одной стороны и ее опасности и муки с другой, но таким образом, что наслаждения показаны ошибочными приключениями, а опасности и муки представлены как крупные и реальные несчастья.

В центральной группе изображен Купидон, обнимающий Венеру, которая держит в руках стрелу и яблоко. Яблоко предлагается страждущему юноше, стрела же скрыта от его глаз, что означает идею – сладостно, но опасно. К тому же подростковый возраст и чрезмерно нежный жест Купидона придают некую двусмысленность, казалось бы безобидному объятию матери и ребенка. Это впечатление скорее усиливается, нежели смягчается тем, что Купидон изображен как бы бесполым существом, несмотря на то что за спиной его виднеется миртовое дерево – классический символ любви, а у ног его целуются два голубка, что означает любовные ласки. Вывод таков – на картине скорее представлен образ Наслаждения, нежели обычная группа с Венерой, обнимающей Купидона и это подтверждается тем, что Купидон опирается коленом на подушку – обычный символ праздности и разврата.

Слева от этой утонченной сладостной группы появляется голова старухи, в припадке безумия рвущей на себе волосы. «Ревность» – ревность соединяет в себе ужасающие черты зависти и отчаянья, так и эта фигура соединяет в себе пафос античных трагических масок с жестикуляцией взбешенного человека, с офорта Дюрера, известного как «Отчаявшийся». Справа – путти разбрасывающий розы, на его левую ногу надет браслет с колокольчиками – украшение или амулет, часто встречающийся в классическом, особенно в эллинистическом искусстве. К нему могут быть отнесены (согласно Вазари) и «Наслаждение» и «Игра», и разумеется он предназначен для того, чтобы контрастировать с мрачной фигурой Ревности. Тем не менее завораживающее присутствие двух масок, одна из которых изображает молодую женщину, а другая пожилого и злобного мужчину служит предупреждением о том, что обещанные этим путти удовольствия тщеславны и коварны.

То что маски символизируют суетность, неискренность и обман, слишком хорошо известно и не требует дальнейшего обсуждения. Однако то, что вместо одной маски изображены две и черты их указывают на противопоставление молодости и старости, красоты и уродства, сообщает им более конкретный смысл, связывающий их с фигурой, которая находится позади игривого путти. Эта фигура иногда именуются Гарпией, а иногда «Девочкой в зеленом платье». Это Обман. В ней Бронзино удалось воплотить наглядный комментарий к качествам вероломного лицемерия, которые иконологи XVI века описывали такими заглавиями как Ложь, Лицемерие. Согласно старейшине этих иконологов Чезаре Рипе Лицемерие имеет волчьи лапы, наполовину скрытые одеждой. Она может изображаться в виде женщины, прячущей уродливое лицо под красивой маской и предлагающей попеременно то воду, то огонь, и может быть наделена двумя головами – молодой и старой, она держит в правой руке два сердца, а маску в левой, у нее хвост дракона и вместо человеческих ног – когти грифона.

В созданной Бронзино фигуре эти черты сливаються в единый образ, который задуман и является одновременно притягательным и отталкивающим. Его маленькая Ложь, явная обладательница двух противоположных масок, на первый взгляд и правда выглядит как обворожительная маленькая «Девочка в зеленом платье». Однако платье не может целиком скрыть чешуйчатое туловище рыбы, когти льва и хвост дракона или змеи. Одной рукой она предлагает медовые соты, в другой прячет ядовитого зверька. Более того – кисть ее правой руки является в действительности левой, в то время как кисть левой руки на самом деле правая. Таким образом получается что фигура предлагает сладости той рукой, которая кажется доброй, а в действительности является дурной, и прячет яд в той, которая является доброй. Перед нами самый изощренный символ двуличия, когда-либо созданный в искусстве, однако воспринимается он зрителем не сразу.

Итак, группа в целом включает в себя Наслаждение, окруженное воплощениями и символами сомнительных удовольствий и явных бед (наказание Купидона излюбленный мотив эллинистического искусства и литературы, однако здесь наказание налагается как возмездие тех, кто пострадал от любви).

Эта группа в свою очередь обличается Временем и Истиной".

но про эти фигуры я уж перепечатывать не стану. Лучше разыщите книжку Эрвин Панофский "Этюды по иконологии"

зы: картинку стырила из блога Пети :)
Tags: домашнее задание
Subscribe

  • :)

  • случайное

    В развращении своего века каждый из нас принимает то или иное участие: одни вносят свою долю предательством, другие — бесчестно­стью, безбожием,…

  • старости

    Петроградская Правда, 1918, №51

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • :)

  • случайное

    В развращении своего века каждый из нас принимает то или иное участие: одни вносят свою долю предательством, другие — бесчестно­стью, безбожием,…

  • старости

    Петроградская Правда, 1918, №51