Важнейшим показателем служит и отношение политической силы к наследию, к формированию общественного отношения к культуре страны. И на этом фронте мы наблюдаем тотальное уничтожение архитектурного, а значит интеллектуального потенциала. С какой-то звериной настойчивостью вытаптывается прекрасное, нужное, вечное и насаждается бессмысленное, безликое, бесчеловечное. Монументизация убожества приобретает просто космический масштаб.
В периоды переориентации, безусловно, интересно рассматривать что происходит и как. И тут важно отметить, что история предлагает нам немало примеров, когда приглашенный европейский зодчий или первоклассный инженер, возводил какой-нибудь там Кремль, но с учетом наших местных традиций и непременно силами местной артели, что важно. Ибо для потери строительного навыка достаточно всего 30-ти лет. И нам ли этого не знать, если наша история архитектуры расколота на до-монгольский период и период после татаро-монгольского нашествия.
Возвращение к пониманию принципов гармонии и конструктива проходило очень тяжело. Без контактов с более развитой культурой мы попросту бы не справились, вернее справились, но это заняло бы гораздо больший отрезок времени и не известно чем бы закончилось. А приглашенные специалисты, стоящие во главе артелей, не только пребывали в ситуации пропаганды и учения передовым строительным принципам, но находились заодно и под диктатом сильной политической воли. Вот на этих перекрестках создавались и формировались самобытные архитектурные высказывания, которыми мы до сих пор гордимся.
Отбросив этот страшный опыт сегодня мы имеем счастье лицезреть в столице нашей Родины, как в зеркале происходящего, реализацию проектов далеко не лучших приглашенных мастеров, но третьеразрядных западных бюро, которые не то что бы готовы учитывать специфику и градостроительные проблемы по сути разрушаемых городов, напротив они увлечены возможностью монетизировать и в сговоре с властью строят по лейкалу везде одно – что им пустынный Дубай, что мегаполис нефтяной державы без царя в голове. А на стройках этих работают артели не менее далекие от местной традиции.
Борьба с неугодными для власти парадигмами развития, попытки трансформации общественного мировоззрения, продвижение интересов государства - давно развернуты в полный рост. Здесь не надо фраз.
Думаю хорошо, что историю искусств не проходят в школе. Существуя на рефлекторном уровне проще живешь, ни на что не надеешься и быстрее умираешь.