форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Categories:
Отдел I. Принципы искусства.

6.

Поскольку воспитание действительно стремиться развить тонкость чувств, верность понимания и сделать людей способными предпочитать скромный цвет пестроте, нежную форму грубой и, вследствие продолжительного знакомства с лучшими образцами, сразу отличать изящное от вульгарного - поскольку приобретение вкуса есть благородная способность, и выражение "хороший вкус" является действительной похвалой. Но чувства, порождаемые, так называемым, "либеральным образованием", безусловно противны пониманию благородного искусства. Это высшее образование так стремиться сузить симпатии, придать черствость сердцу, уменьшить интерес к прекрасному, как к привычному, что все лучшее и самое светлое едва ли может нравится и интересовать; оно поощряет тщеславие и ведеть к тому, что люди начинают ценить вещи не по их достоинству, а по степени их пригодности для проявления величия их владельцев (так люди, например, строят мраморные портики и делают мраморные полу не потому, что им нравится цвет мрамора или они находят его удобным для ходьбы, а потому что портики и полы эти дорого стоят и больше бросаются в глаза); оно заставляет людей предпочитать изящество одежды, манер и общего вида внутреннему достоинству и сердечности, считая ловкое выражение выше правды, хорошо заученную манеру лучше искренних, нежное личико лучше выразительного, и, всюду и всегда, ставя обычай и подражание выше вечных истин; наконец, оно развивается как бы наследственное чувство розни между классами и большее или меньшее пренебрежение ко всем, не имеющим общественного положения, так что любовь, радость и горе простолюдина не вызывают никакого интереса сравнительно с любовью и горем человека высокопоставленного. И поскольку повторяю, все эти чувства развиваются, так называемым либеральным воспитанием", последнее положительно вредит пониманию благородного искусства.


Джон Рескин "Сельские листья". Это сборник статей одного из теоретиков королевской компании по национальному развитию вкуса в Великобритании, в середине XIX века. Переведен и издан у нас в 1912 году. Состоит из разделов: Принципы искусства. Сила и назначение воображения. Небо. Реки и моря. Горы. Камни. Растения и цветы. Воспитание. Нравственные правила.

Книга представляет собой первый своеобразный учебник по введению в историю искусства, еще на самой заре становления такой науки как искусствоведенье.
Tags: общедоступное, случайное
Subscribe

  • цитирую:

    Инга Ильм не экскурсовод и не просит посмотреть сначала налево, а потом направо – скорее, исподволь водит читателя за нос, чтобы он сам захотел…

  • Давид в Дубае

    есть такое искусство, которое запрещает изображение человека. и ведь до сих пор, причины отказа ислама воспитывать изобразительным искусством…

  • из книги "Моя Италия"

    Жак Вагре. Иллюстрации к книге "Декамерон" Боккаччо. 1889 год Жаль, что история чаще всего воспринимается нами через скучные формулы про какие-то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments