форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Categories:


"Необходимо очистить почву от всяких предрассудков; необходимо условиться, что мы не собираемся толковать здесь, например, об искусстве ветеринара или об искусстве счетовода. Истинная природа искусства была забыта именно тогда, когда искусство стали внедрять повсюду. Искусство благородно по своему происхождению, но легко опошляется. Поэтому мы устанавливаем как принцип, что существует только одно искусство, как и одна мораль, и один разум. Государственное устройство может быть различным и изменчивым, мораль же у всех народов одна, как и способность рассуждать. Все люди родятся варварами, но варварами способными понимать непреложные правила морали, способными рассуждать и пользоваться этой способностью для того чтобы оберегать себя, жить, защищаться, обладать и радоваться. Три перечисленные способности: понимать искусство, толковать и подчиняться правилам морали и действовать рассуждая, составляют исключительную принадлежность человека." Виолле ле Дюк.

Так строительство в корне отличается от архитектуры, которая обладает стремлением воплотить в формах некую духовную идею, что возникает из нравственных воззрений. И ускользая сейчас мыслью, все же в Грецию, и примерно в 5 век до нашей эры, приникая к этому животворному источнику, питающему цивилизацию на протяжении тысячелетий, должна отметить что искусство есть форма молитвы. Первейшие из не ремесленных, но истинных творений были посвящены богам, предназначались для самого святого или полезного отечеству.

Как человек, согласно греческой мифологии, создан из земли, перемешанной с глиной, так и первое произведение, очевидно, вначале было вылеплено из того же материала и величайшие из творцов были заняты тем, чтобы вдохнуть в него жизнь, по примеру Создателя, а позже и живопись становится украшением пластических форм. Но если скульптура и живопись черпали свое вдохновение в подражании природе, то архитектура явилась знаком постижения ее законов.

Архитектура, как писал Гюго в третьей книге "Собора Парижской Богоматери", рождалась так же, как всякая письменность, и первой буквой явилась поставленная на торец глыба. Пока не умея придавать желаемый облик высказыванию, и греки пользовались для почитания высших сил камнями и деревьями. Их первая скульптура робко выступает из дурно обработанного материала и лишь спустя почти столетие слегка нам улыбнется. Но удивительно здесь другое. Их цивилизация поднявшись к самым вершинам вновь вернется к почитанию абстрактного объекта. Таким фетишем станет коринфская колонна, найденная в святилище Аполлона и олицетворяющая его суть (прошу прощения - здесь я могу ошибаться - возможно, речь шла о Дионисии, что впрочем есть обратная сторона того же божества). Исследовав природу человека и найдя идеальные пропорции, которые они основывали на числе три - первом нечетном и первом пропорциональном, греки начинают разделять части тела на три главные доли. "Две вещи, пишет Платон, - не могут существовать без третьей, лучшая связка та, которая сливает воедино сама себя с соединяемым, так что первое относится ко второму, как второе к среднему. Оттого это число содержит начало, середину и конец. Числом три, по учению пифагорейцев, определяется все".

Так человеческое тело разделяется на три части: ноги, туловище и голова, а главные члены - например нога делится на бедро, голень и ступни и так далее. Пропорция в хорошо сложенном человеке одинакова и в целом и в частях. Именно скульпторы определят те соразмерности, которые станут затем непреложными правилами архитектуры. Как длина ноги укажет на высоту для статуи больших размеров, так и колона приобретет строгую пропорцию свою, для каждого из ордеров: дорийского, ионического и коринфского, где модулем выступит ее диаметр. Колона становится олицетворением человека, антропоморфным символом и для идеи прославления Риму уже достаточно установить свободно стоящую горделивую вертикаль, дабы указать на величие своего героя. Потерянное теперь для большинства из нас это знание, тем не менее живет глубоко внутри тихим инстинктом или скрытой пружиной. Умея воспринимать красоту окружающей нас природы, нам не составляет труда находить естественные закономерности в истинном произведении и именно архитектура начинает брать на себя уникальные функции по созданию мира, в котором бы человек разлученный с естественной средой и различая лишь небо, мог чувствовать себя свободно среди целой системы символов, предлагаемых создателями городов, испытывая состояние гармонии, которое сродни блаженству.

Эпоха Возрождения, эпоха гуманизма, черпающая из античности, целиком отдается возможности создать гармоничную связь архитектурных форм с миром жизненных смыслов. Используя ордерную систему, она устанавливает с помощью композиционных приемов уникальные отношения между человеком и той средой в которой он пребывает. Она придает городу "человеческий масштаб" - личность становится мерилом всех вещей. Она вводит понятие "малого ордера", который и задавает новую величину и ее палациио, сохраняя величие никогда не превышают высоту в 21 метр.

И 21 метр - это высота той самой небесной горизонтали Санкт-Петербурга, ибо по приказу Екатерины в городе не должно было быть выстроено ни одного здания выше Зимнего Дворца.

(продолжение следует)
Tags: вместо комментария, каникулы, сугубо личное
Subscribe

  • перечитала свой текст про Москву

    он написан в 2011 году. десять лет назад! или две жизни. оттуда я переехала в Париж. потом оказалась в Риме. конечно, с каждым любимым городом у…

  • давным-давно

    17 июля - день памяти Святых царственных мучеников и страстотерпцев Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия и Великих княжен Ольги,…

  • не знаю что за программа

    старый приятель подогнал ролик )))

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments