Согласно принятому тогда же кодексу строительной морали: дом есть маленький город и город есть большой дом. С этих позиций и рассматривалось любое архитектурное создание. И как в отдельно взятом доме существуют общественные зоны - коридор, гостиная или интимные, потайные - спальня, кабинет, так и в городе, в самом его центре размешается и проспект, и дворец правителя, и площадь перед ним, и уютный сквер для отдохновения, и пустынная тихая набережная - для всех, для немногих, для одного.
Нельзя сказать, что создатели Санкт-Петербурга вели строительство не выпуская этот постулат из головы, скорее сейчас, читая Альберти, в поисках объяснения той гармонии, которая разлита в городе и выражается в законченных архитектурных ансамблях, и в ритмике бесконечных колонад, обнаруживаешь, что действительно - величие и грандиозность панорам, захватывающие дух перспективы и разнообразие наслаждений во времени, не подавляют наблюдающего. Напротив - городская среда развернута к человеку и вступает с ним в эмоциональный контакт. Возможно многие не отдают в этом себе отчета, но расхожее наблюдение - "в Питере никуда не спешат" имеет место быть. Архитектура есть один из способов измерения жизни и пространство города просчитано колоннами так, что рано или поздно вы попадете в их ритм.
Этот город уникален не только своей архитектурной средой, но и судьбой. За исключением Петербурга, пожалуй лишь только еще одна столица может похвастаться тем, что танцевала на пике утонченной моды, на протяжении столетий, сохраняя шик и свежесть, и изображения которой так часто занимали бы воображение художников. О, этот первый вдох оживления, эти капризы изогнутых линий - триумф жизненных сил - барокко, а затем благоговейная тишина только что открытой античности - ее строгость и разумное спокойствие. Эта грозовая мощь ампира - переживание боев и материализация светлых побед и затем беззаботность декоративной орнаментики модерна, и создание новых, еще не бывалых форм. Архитектура это бесконечные утверждения ценностей. Архитектура это пропаганда идей.
Застройка велась этапами, но каждый из последующих архитекторов был занят сохранением общего замысла. Никто и не думал затмить собрата. Весь смысл состоял в том, чтобы органично вписаться в пространство "большого дома" - сделать его еще красивее, удобнее для жизни и если это только возможно - еще прекраснее. Петербург создавался как гимн этой местности (genius loci), как восхитительный путеводитель по эпохам и стилям, как свидетель хода истории и ее судеб. И невероятное уважение одного архитектора к другому - поражает. Их диалоги в Вечности полны невероятного изящества.
(продолжение следует)