Орфей. Античная мозаика.
Религия Диониса имела своей родиной Фракию, здесь и в соседней Македонии, еще в историческое время его культ справился в старинной чистоте. По своему первоначальному значению оргии - то есть священнодействия Дионисии, были праздником плодородия земли, приходившиеся к началу прилива ее силы (около зимнего солнцеворота), справлялись на горных и лесных полянах (ограды) под открытым небом. Главным элементом праздника была восторженная головокружительная пляска под оглушительную музыку тамбуринов, кимвалов и зычных флейт - пляска до экстаза, когда казалось что душа покидает тело и самобытно уносится в неведомые миры. В силу этого религия Дионисия становится зародышем учения о бессмертии души.
В VIII-VIIвеке религия Дионисии в вихре безумной пляски пронеслась по Греции, которую она завоевала всю, увлекая мужчин-вакхантов и женщин-вакханок на горные ограды, для того чтобы там в плющевых венках с тирасами в руках чествовать хороводами новообъявленного бога. Затем наступило постепенное преобразование дионистических таинств, оно связано с появлением трех пророков из коих Меламп и Орфей были мифическими личностями, а Пифагор - исторической.
Реформа Мелампа состояла в том, что оргаистический культ Дионисии, опасный для общественной нравственности, был ограничен пределами времени и места. Время - третериды (по нашему через год), а местом были назначены луга Парнаса. Туда греческие государства посылали своих представителей - вакханок, которые должны были чествовать бога установленными ночными хороводами. От этого оргаистического культа следует отличать гражданский, правившийся в отдельных греческих городах. Здесь праздники Дионисия были приурочены к сбору винограда. Только в этом случае Дионис назван богом вина, которым первоначально вовсе не был.
Реформа Орфея превратила дионисиазм в глубокомысленное религиозно-философское течение. Его основатель представлялся аполлоновским певцом, увлекавшим за собой зверей, деревья и камни чарующими звуками своей лиры. Когда смерть отняла у него Эвридику, он последовал за нею в преисподнюю и теми же чарами склонил Аида и Персефону вернуть ее, так мы видим здесь торжество любви над смертью. Побывав в подземном мире, он приобщился его тайнам. Их он и поведал посвященным в орфические таинства.
Тайное учение орфизма состоит из трех объедененных общей идеей частей - космогонической, этической и эсхатологической.
Космологическая часть примыкает к первоначальной религии Зевса. Зевс замышляет отказаться от добытой преступлением власти в пользу сына, который был бы чист от этого преступления. Этого сына ему рождает царица подземной тьмы - Персефона. Это был "первый Дионис" - Загрей. Мстительные титаны заманивают к себе отрока Загрея посредством зеркала (первый символ индивидуации). Убедившись в их злонамеренном намерении Загрей бежит, превращаясь в различные тела (второй символ индивидуации); в образе быка он настигнут титанами и они разрывают его на части (третий символ индивидуации) и поглощают его, только сердце спасает Афина. Зевс сражает титанов перуном и из их золы происходит род человеческий. Спасенное сердце Загреб Зевс поглощает сам и затем сочетавшись с Семелой, делает ее матерью "второго Диониса".
Этическая часть вытекает из космогонической. Человек происходит из двух элементов: дионистического и титанического. Дионистические элементы стреляться к воссоединением с новым Дионисом в первобытной великой сути. Титанические - противоборствуют этому стремлению, стараясь удержать человека в рамках индивидуации. Нравственный долг понявшего свое назначение человека состоит в том, чтобы содействовать освобождению дионистического элемента своего естества путем подавления титанического. Средством для этого, указанным Дионисом, через своего пророка Орфея, является орфическая жизнь. В ней Греция впервые познала момент умеренного аскетизма.
Эсхатологическое учение возвещало верующим об ожидающей их за гробом участи. Душа бессмертна, но не свободна, заключена в бесконечный круг рождений и смертей. Даже орфическая жизнь не сразу освобождает душу от тягостного круга. Жизнь должна быть повторена в нескольких последовательных перевоплощений в потустороннем мире, для чего были написаны особые наставления (книга мертвых). За смертью следовал загробный суд - здесь впервые мы видим эту богатую будующим идею; за ним наказания для злых и награды для добрых впредь до нового воплощения (кроме неисцелимых - наказания, которых были вечны). Лишь пройдя ряд испытаний душа имеет надежду на окончательное освобождение из гробницы тела и на вечное блаженство в Дионисии.
Орфические таинства не были прикреплены к определенному месту, их распространяли странствующие проповедники. В устах истинных учителей эта тайная наука была важным двигателем религиозной и нравственной культуры и под ее влиянием находилось не мало выдающихся умов древности - между прочим и Платон.
Реформа Пифагора (одним из воспитательных средств которого была музыка - особенно аполлоновская - струнная и который провозгласил число корнем мироздания, таким образом заложив дальнейшее развитие арифметики, и геометрию плоскости (Пифагорова теорема) - состояла в том, что он объединил существовавшие в его время (VI век до н. э.) орфические секты в религиозно-политический пифогорейский орден и затем дал орфическому учению о душе философское обоснование, введя в него мистицизм чисел. Он применил науки к объяснению мироздания - приписал планетам шаровидность и назвал очагом центральный огонь вокруг которого вращается как земля, так и прочие светила, а рассчитав планетные сферы объяснил, что они находятся друг от друга на таком расстоянии, что их вращение издает звуки диатонической гаммы. Это и есть гармония сфер, однако мы не слышим ее, потому что привыкли к ней. Вследствие его зависимости от Аполлона, на что указывает его имя - Пифийский вещатель, он дал своему ордену строго аристократический характер, что сделало его ненавистным развивающейся демократии и стало причиной кровавой с ним расправы в конце VI века до н.э. Тем не менее пифогорейский орден не погиб, он вновь расцвел в Тарнете в V веке до н.э.
Зелинский Ф. Учебник истории античной культуры для 8 класса мужской гимназии. 1913 год.