форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Category:

к спецсеменару



Согласно древнейшей легенде, Камбоджа возникает благодаря встрече дочери водяного дракона (нага) и странствующего индийского брахмана. Великий дракон охранял океан, а брахман Каундинья плыл по водам на своем корабле, когда увидел морскую принцессу Сому, что решила поприветствовать чужестранца. Он выпустил волшебную стрелу в ее лодку и так заставил прекрасную деву немедленно согласиться на замужество. В качестве свадебного подарка отец выпил воду с этих земель и новое королевство назвали Камбоджа.



Эта романтическая легенда, на которой построена королевская генеалогия правящей с 802 и до 1431 года династии, содержит в себе два неоспоримых факта - 6 тысячелетий назад территория, которую занимает современная Камбоджа, действительно находилась под водами мирового океана. Первые археологические находки на самом севере страны датируются IV тысячелетием. Так же несомненно, что формирование этой цивилизации идет под непосредственным влиянием индийской. Есть свидетельства тому, что в I веке нашей эры Индия начинает колонизацию берегов Индокитая, где проживает на тот момент несколько различных культур. Пришельцами создаются порты и образуется ряд торговых поселений, которые тянутся с юга полуострова в сторону провинций Китая. Приблизительно в середине I века образовывается и первое крупное королевство на самом юге полуострова, на территориях, которые теперь принадлежат Вьетнаму. Оно известно нам под именем Фунан (что в переводе с кхмерского означает гора), но никакими подробностями современная историческая наука не владеет.

Существуют предположения, что элита этого раннего государства объединяла кхмеров, которые начинают неумолимо продвигаться от устья Меконга вверх по берегам реки в сторону Лаоса, устанавливая на новых землях свои порядки. В этот период начинается активное распространение индуизма и возникают культы Шивы и Вишну, а лингам становится знаком королевской власти, что в VIII веке приведет к обожествлению короля. Параллельно с этим процессом идет и знакомство с религией буддизма, которая в отличии от шиваизма получит широкое распространение среди низших слоев населения. Но одновременно здесь действуют и местные культы, подтверждением тому небольшие храмы, располагающиеся обычно на вершинах гор. Постепенно привнесенные религии органично сливаются с древними местными верованиями, получая особую окраску - так лингам на раннем этапе будет олицетворять не только Шиву, но и древнего бога души.

Помимо прочих свидетельств материальной кхмерской культуры, носящих отпечаток индийской, все дошедшие до нас памятники письменности выполнены на санскрите и сам алфавит един для обеих народностей. Середина VI века на этих территориях ознаменована началом широкой ирригационной деятельности, активной торговлей и созданием крупных королевств, объединенных к концу века под названием Ченла. Но подробности жизни этого государства так же остаются неизвестными.

И перед тем как непосредственно обратиться к предмету доклада, кажется разумным начать наше путешествие с древней столицы, как ее принято еще называть - первой столицы государства кхмеров - Самбор Прей Кук (Sambor Prei Kuk). Сакральный город относят к пре-ангкорскому периоду, к самому началу VII века, когда только утверждаются характерные для искусства кхмеров черты и закладывается его иконография. Ни одной развернутой научной публикации об этом храмовом комплексе на сегодняшний день не существует, есть лишь упоминания или краткие, противоречивые сведения.



Король Ишанаварман I начинает строительство главного сакрального центра страны в глубине материковой части, в отдалении не только от побережья, но и от крупнейшей транспортной артерии Юго-Восточной Азии - величественного Меконга. На протяжении веков Самбор Прей Кук сохранит за собой функции важнейшего из городов, даже после переноса столицы в Ангкор и вплоть до государственного переворота ХХ века. Светские строения этого города традиционно были созданы из дерева - от них частично сохранились лишь фундаменты, а из каменных строений до наших дней дошла целая группа древнейших храмов. Считается, что их более ста, однако эти земли разминированы только в 2003, таким образом для посещения пока открыта небольшая часть комплекса, со всех сторон окруженная табличками "не сходите с тропы!" - при отступлении войск джунгли вокруг древнего города были заминированы.







Во время правления Пол Пота храмы взрывались ради добычи тех сокровищ, которые по традиции располагались на глубине десяти метров под постаментами статуй богов. Считается, что большая часть артефактов этого богатейшего государства была переплавлена в слитки драгоценных металлов, а другую их часть следует искать по частным коллекциям. Однако, не всякий собиратель готов признать за собой сделки с кровавым режимом.



Лингум. Частная коллекция.

Сильно пострадавшая, но не утратившая художественной ценности скульптура после разминирования этих территорий была вывезена в национальный музей в Пномпень. На ее месте сейчас установлены копии и перед ними возобновились богослужения - вы видите перед собой один из примеров, пусть не самый удачный с точки зрения сохранности.







Зато есть возможность представить ее музейный оригинал на предмет сравнения.




Скульптура этого комплекса в своем большинстве относится к VII веку и согласно мнениям исследователей является первой оригинальной работой местных мастеров.

На этом этапе строительство ведется из обожженного кирпича, который пропитывается особым составом из сока деревьев, что придает особую крепость материалу.




Рельефы древнейшей столицы осуществляются непосредственно по кирпичу.








В несколько более поздний период - по белому камню. В этом случае рельефы являлись пристенной декорацией, которая в большинстве случаев не сохранилась до наших дней.




По типологии древнейшие храмы делятся на прямоугольные в плане - они посвящены Шиве,




квадратные, которые строят в честь Брахмы




и октагональные, которые обращены к Вишну




Это не отдельно стоящие строения, а целые, пусть пока еще небольшие комплексы, ориентированные по оси восток-запад. Они представляют собой квадратные дворы, обнесенные двойным рядом стен. Порталы входов расположены строго по сторонам света (см. карту)




Важным фактом является и само расположение храмов, в частности на территории южной группы. Для туристов на карте отражен упрощенный план, однако этот комплекс посвящен Вишну и его постройки расположены в форме октагона, причем в центре ансамбля, образованного четырьмя октагональными храмами Вишну, размещен храм, посвященный Шиве, а с востока олицетворяющего рассвет, а значит жизнь, расположен храм Брахмы.

Итак, несколько слов о южной группе или Prasat Yeah Puon.






Очевидно, что она является наиболее интересной. Главные - западные ее ворота, сейчас почти поглощены деревом, однако внутренние стены сохранили несколько рельефов из Рамаяны, сцены из которой отныне будет принято считать защитой для сакральной постройки.



Большинство рельефов сложно идентифицировать, но вот здесь, вероятнее всего изображен поверженный Хануманом Гигант.




Кроме того, один из храмов этого древнего комплекса украшает сохранившийся оригинальный алтарь.




Вероятно, он был сработан приезжими мастерами. Об этом свидетельствует выбор нехарактерного для периода материала, более тонкая техника и сама программа резьбы.







Резьба, идущая от подножия алтаря, демонстрирует на примере растительного орнамента лотоса три стадии человеческой жизни - рождение, цветение и смерть. Увенчан алтарь горельефными головками.




Они явно несут в себе черты принадлежности иной этнической группы. Для сравнения здесь приведена фотография статуи из национального музея. Она относится к тому же периоду и найдена на территории древней столицы.



Таким образом, можно констатировать, что становление художественной кхмерской культуры, формирование ее пластических ценностей, попытки создания идеального синтеза архитектуры, скульптуры и орнамента в начале VII века еще находятся под влиянием обширных культурных связей.




Позднейшим из комплексов на территории древней столицы является - Прасад Тор. Его принято датировать началом IX века и центром его является буддийский храм или как его здесь называют «Храм Льва», который, несомненно, нес посвящение Будде.




Характер работы по камню на этом этапе сильно меняется. Эту стилистику специалистами принято называть "стиль дракона" и она отражает те изменения в платическом мышлении, которые произошли в течении столетия.




Важно обратить внимание и на то, что этот храм более позднего периода, уже не представляет собой закрытую тесную камеру с единственным входом. По сторонам света, подвергнутые детальной разработке, устроены четыре портала. Выходящий на закат, в сторону потустороннего мира - глухой.




Иное устройство святилища мы увидим в заявленном памятнике - в легендарном Ангкоре - в храме Ангкор-Ват. Его строительство закончено в 1060 году и он представляет собой высочайшее проявление стиля. Однако центральный вход в гигантский комплекс, вопреки иконографии расположен с западной стороны.



фото Тани :)



фото со спутника


Размеры пирамиды, которая воспроизводит начало всех начал, согласно космогоническим мифам культуры, - гору Меру, являют почти правильный квадрат с протяженностью сторон 1500 на 1300 метров, что одновременно можно считать и обращеним к Брахме и обращением к Шиве. На протяжении уже двух веков ведутся споры, как же рассматривать тот прецедент, что вход в важнейшее для государства культовое сооружение расположен с запада. Долгое время феномен объяснялся тем, что храм был связан с погребальным культом. Но Анри Маршаль, наиболее крупный исследователь начала ХХ века посчитал, что разрешил эту загадку. Он утверждал, что подобная ориентация входа связана с посвящением храма богу Вишну и даже подтвердил свою догадку раскопками, указав на то, что в основании Ангкор-Вата находился древнейший храм этого бога. Однако, на момент его исследований еще не была найдена первая столица. Вход на территорию южной группы Самбор Прей Кук так же расположен с запада. К тому же не следует забывать и то, что план сакральной части Ангкора, этого храма в храме, расположенного на высоте более 50 метров, вновь устроен вопреки устоявшейся традиции.



И пускай доступ к паломническому, нижнему уровню открыт лишь с западной стороны, однако он ведет в сложную систему внутренних дворов.



Которые, наконец, путем бесконечной лестницы, ступени которой уменьшаются по мере приближения к святилищу, так что последние из них составляют менее 20 сантиметров, приводят на нас верхнюю террасу.







И здесь галерея открывает три подхода к основному храму, к тому же от каждой из галерей можно спуститься на пониженный квадрат внутреннего двора и пересечь его, чтобы пройти по диагонали к той самой лестнице, что возводит в святая святых.



А выход из правильного квадрата и вписанного в него круга ведет на восток - в сторону восхода, вновь по головокружительной лестнице, к нижней террасе храма.



Таким образом, становится очевидным, что общее пространственное решение следует рассматривать не в единой плоскости, но оценивать архитектурную идею целиком, которая, опираясь на традиционные решения, все же развертывается на нескольких пространственных уровнях одновременно. Можно даже попробовать истолковать символическое значение этого факта - ворота в Вечность доступны лишь избранному, Верховному жрецу - королю. К тому же у комплекса существуют и восточные ворота, которые выходят на небольшую пристань, которая изначально не предусматривала массового использования.

Нам ничего неизвестно об обрядовой стороне культа кхмеров - способа выражения их синкретического видения мира, которое питалось из разных источников и, вероятнее всего, несло в себе весьма оригинальные черты. Некие отголоски можно уловить в национальной культуре конца XIX века, рассматривая зарисовки традиционных пышных процессий. И современные празднества, которые представляют собой череду подчиненных астрологии увеселений, возможно так же содержат в себе некоторые элементы древнейших верований несмотря на то, что традиция их была трагически прервана. К тому же, этот самый обширный из всех храмовых комплексов мира – Ангкор, был открыт сравнительно недавно - в середине XIX века и пока остается неизвестным, насколько жившие в этих местах монахи являлись продолжателями традиций изначально представленной здесь культуры.

Впрочем некоторые из эпизодов церемоний сохранены в рельефах самого храма Ангкор-Ват. Но отсутствие письменных источников не позволяет верно истолковывать назначение строений комплекса. Так до сих пор не решено, являлись ли заглубления террас перед входами в верхние храмы святилища хранилищами воды, в чем функции отдельно стоящих зданий, которые в литературе принято называть «библиотеки». По последним версиям ученых вполне вероятно, что они служили павильонами огня. И подобных спорных примеров можно привести сотни. Оттого ниже будет приведена только та информация, которая не вызывает вопросов среди специалистов.

Ангкор-Ват - храм Сурьявармана II, который правит страной с 1113 и примерно до 1150 года. Он не прямой наследник трона, а всего лишь внук сестры величайшего из правителей Джавараяма IV (годы правления 1080-1107). Еще совсем молодым Сурьяварман добывает власть в битве, которая согласно древнему источнику «длилась один день». Во время боя он приблизился к слону царствующего, перепрыгнул к нему и победил соперника в короткой схватке. Нам известно, что он был воинствующим правителем. Королевство кхмеров на этом этапе своего развития и под его верховенством продолжает экспансию на восток, почти целиком поглощая земли современного Таиланда и погибает Сурьяварман во время военного перехода к границам территории Дай Вейт - современного Вьетнама. Еще одним фактом его биографии является повышенный интерес к строительству. Параллельно с комплексом Ангкор-Ват, в его правление достраивают храмы предшественников, а также возводят еще как минимум четыре храма в столице, строят и различные комплексы по всей империи, один из самых известных - Фимай расположен теперь в северном Таиланде.



Любопытно, что архитектурное детище воителя, грандиознейшая из построек культуры - Ангкор-Ватт есть посвящение Вишну, в то время как главнейшим из культов для королевских династий Камбоджи с момента ее возникновения считался Шива. Впрочем, этот факт можно рассматривать как указание на синкретизм, который бытует на этих землях с тех самых пор, когда индуизм только начал смешиваться с местными верованиями. Предшественник Сурьявармана II (Сурьяварман I - годы жизни этого правителя 1002-1050) был шиваист, однако всячески способствовал распространению буддизма. Вполне вероятно, что Сурьяварман II ассоциирует себя с Кришной, отцом которого считается Вишну. С другой стороны, обращение к Вишну можно трактовать и как обращение к одной из сущностей этого божества - в своей 9-й аватаре он приходит в мир в воплощении Будды, дабы остановить цепь бесконечных перерождений. К тому же, именно в XII веке, или как его еще называют в “ангкорский период” особое внимание начинает уделяться концепции тройственного союза “Брахма, Вишну и Шива” - концепции создания, созидания и разрушения (секта пачаратра).

Не существует свидетельств об архитекторе этого грандиозного сооружения, но существуют предположения, что план и концепция храма принадлежат одному из самых уважаемых брахманов Дивакаранпадита. Он происходил родом из влиятельной придворной ветви служителей культа и пережил двух предшественников Сурьявармана II на троне, не меняя своей должности. Остался он на своей высокой позиции и с приходом новой власти. Известно, что в Камбодже, как и в Индии, именно брахманы - религиозные учителя, формулировали архитектурные задачи и корректировали их согласно традиции проведения культовых служб. И с этой точки зрения, не считая указанных выше споров о феномене западного входа в храм, Ангкор-Ват представляет собой типичную постройку, в основе которой лежат представления о мироустройстве религий буддизма и индуизма. Храм олицетворяет собой Великую Гору.



Абу Рейхан Бируни, ученый X века из Хорезма так описывает представления индийцев о горе Меру: "Она находится посредине четырех миров в четырех направлениях; низ ее четырехугольный и верх круглый, половина ее уходит в небо, а [другая] половина скрывается под землей; и эта гора Меру есть центр земли”. И вот как описывает центр всех материальных и духовных вселенных современный ученый Витторио Роведда, специалист по культуре кхмеров: “Гора Меру - жилище богов. Она расположена в Гималаях и окружена четырьмя морями, которые разделяют мир на четыре континента. У нее пять вершин и главная из них в находится в центре, через который проходит космическая ось”.

Очевидно, что план этого архитектурного сооружения опирается на космологические представления, и каждая из его частей несет в себе символическое значение. Работая двумя сакральными фигурами - кругом и квадратом, окружая постройку широким рвом, который символизирует мировой океан, разрезая основной квадрат на четыре малых, олицетворяющий стороны света и воздвигая четыре башни по углам (основную помещая в центре, и задавая ей изначально квадратную форму, но увенчивая круглым в плане куполом), служитель древнейшего культа создает модель Вселенной, многократно повторяя как эхом один и тот же композиционный прием на разных высотных уровнях.

Важно учесть, и тот факт, что Ангкор-Ват являлся не только духовным центром, но частью обширной ирригационной системы, которая питала рисовые поля на многие километры вокруг. На сегодняшний день эта система утрачена.



Помимо всего перечисленного необходимо указать и на основной феномен постройки Ангкор-Ват. По своей сути он есть гигантская каменная книга. Программа рельефов начинается от самого входа и развертывается в нескольких плоскостях “до самого неба”, как сказали бы древние кхмеры. В храме нет ни одного элемента, даже из тех, что оставались невидимыми, то есть были скрыты под деревянными плоскими потолками. Важно отметить и то, что работы над храмом не прекращались на протяжении столетий, таким образом рельефы, украшающие постройку, относятся к разному времени. Самые ранние - рельефы западных галерей для паломников, имеют отношение к моменту постройки, то есть датируются серединой XII века, а позднейшие из них относят к XVI веку. Среди них необходимо выделить несколько групп.

Первая - повествовательные циклы, которые представляют собой гигантские каменные панели.



Большинство из них размещены в местах, открытых для доступа паломников - они украшают собой террасы нижнего этажа. Такова, например сцена битвы между дивами и ашурами за напиток бессмертия.



скан

2.40 в высоту и 93 метра и 60 сантиметров в длину. Этот сюжет имеет непосредственное отношение к текстам Рамаяны и его появление в нижней северной галерее комплекса принято связывать с посвящением храма Вишну, в то время как с точки зрения символики он несет в себе множество значений. В основе - сам факт обращения к сюжету о горе Меру, но, кроме того, это история о начале всех начал, а также выражение идеи божественного вмешательства.

Последующие картинки позволят судить о глубине рельефов






Вторая группа.



Это изображения небожителей, существующих вне рамок сюжетных линий. К ним относятся отдельно стоящие фигуры божеств, такие, как апсары - небесные девы, обитательницы рая изощренные в танце, песни и любви, невероятное количество которых мы встречаем на террасах второго яруса.



Помимо заявленного плоскостного рельефа, в храме находились и памятники глубокого рельефа, а так же отдельно стоящие статуи, как внутри помещений, так и снаружи, которые практически не сохранились до наших дней.







К третьей группе следует отнести декоративные орнаменты, исполненные символического значения.



Подобный неглубокий рельеф покрывают собой все свободные от сцен и отдельно стоящих фигур пространства.




Данный обзор не коснулся ни павильонов, ни сопредельных башен, ни охранных храмов. Но очевидно, что представленный памятник есть некий комплекс проблем, которые невозможно ограничить рамками одного доклада. Кроме того, сложившаяся вокруг памятника ситуация, когда все сведения, полученные в ходе археологических раскопок последнего двадцатилетия продолжают удерживаться французскими учеными в тайне, заметно осложняет работу. Нет ни одной публикации со стороны основной группы исследователей, более того руководитель археологической экспедиции не позволяет обмениваться информацией даже внутри "круга посвященных". Однако теперь, когда открыта древняя столица, ученым всего мира стали доступны прообразы и типологии, которые лежат в основе одного из уникальных культовых сооружений кхмерской архитектуры.


* если чего не откроется - свистните
Tags: домашнее задание, общедоступное
Subscribe

  • Караоке по-русски

    Семен Федорович Щедрин (1745-1804). Вид усадьбы П.Г. Демидова "Сиворцы" под Петербургом. Умение красиво расставаться с каждым мгновением…

  • про прививки

    https://www.bbc.com/russian/features-55614834 UPD от 16/01/21 Ученые идентифицировали в «южноафриканском» штамме коронавируса, выявленном два…

  • не могу успокоиться )

    уже прошли "товарищеские суды", уже уволился преподаватель ВУЗа, уже забыли все. и только я читаю и читаю про то как мучают студенток в…

Comments for this post were disabled by the author

  • Караоке по-русски

    Семен Федорович Щедрин (1745-1804). Вид усадьбы П.Г. Демидова "Сиворцы" под Петербургом. Умение красиво расставаться с каждым мгновением…

  • про прививки

    https://www.bbc.com/russian/features-55614834 UPD от 16/01/21 Ученые идентифицировали в «южноафриканском» штамме коронавируса, выявленном два…

  • не могу успокоиться )

    уже прошли "товарищеские суды", уже уволился преподаватель ВУЗа, уже забыли все. и только я читаю и читаю про то как мучают студенток в…