Как появилось в Вашей жизни понятие - "политика"?
Борис Немцов: В политику меня привела мама. Было время, когда она боролась против строительства в нашем городе атомной котельной. Идея "мирный атом в каждый дом" казалась ей опасной. Мама потребовала, чтобы я как физик написал в газету статью о нецелесообразности такого эксперимента. Обычно я писал научные статьи, а тут должен был написать популярную, для народа. После этой публикации я получил тысячу писем от читателей. Помню, как сидел перед своим заваленными письмами столом и думал о том, что какой же у нас отзывчивый народ. Эти люди жажадали правды и, когда услышали мои аргументы, то просто не смогли меня не поддержать. Вот так во времена "совка" - дело было в 1987 году - я стал работать с общественностью. Позже, когда я уже серьезно занялся политикой, мама очень переживала, что подтолкнула меня на этот путь, но было поздно, как говорится поезд ушел.
Стихия политики - это тоже самое что политика власти?
Политика - первый шаг. Следующий шаг - власть. Через политику люди приходят к власти. А когда человек стоит у власти, то он старается реализовать свои идеи, воплотить на практике свою жизненную философию. У кого-то получается, а у кого-то нет. Между властью и политикой всегда идет борьба. Это борьба элиты и контрэлиты. Тот кто сегодня элита, завтра легко может стать контрэлитой. Ничто не вечно под луной. Сегодня ты в оппозиции, завтра - в Кремле.
Можно утонуть в политике?
Политика в России - очень интересная мужская работа. Мужская - потому что, во-первых, опасная, во-вторых - непредсказуемая. В России, в отличии от Европы или Америки, от политика очень многое зависит. Политика - наркотик, это правда. Но с этого наркотика можно соскочить, уверяю Вас. По себе знаю.
Приходилось ли Вам сталкиваться с так называемым логически необъяснимым, давайте скажем "пятым элементом" и что это для Вас?
"Умом Россию не понять…" И Пятый элемент - это мистика в судьбе России, которая уже стала притчей во языцех. Хотя на этом фоне явно прослеживается определенная тенденция. Скажем, перестройка - это не случайность. Когда советская система исчерпала себя и пьяные мужики кидали в телевизор бутылки, увидев там Брежнева, то к власти неизбежно должен был прийти кто-то вроде Горбачева. Если считать началом нашего "исхода" из рабства перестройку, то мы сорок лет должны "ходить по пустыне", прежде чем станем по-настоящему свободными. Только где-то к 2025 году в нашей стране будет настоящая демократия, потому что не останется уже тех, кто жили при совке, а лидирующие позиции займут нынешние дети, которые вообще не знали того времени. Такие, как моя дочка, например, которая заканчивает МГИМО.
А не могли бы Вы вспомнить самый стихийный поступок в Вашей жизни?
Когда я был губернатором, я работал с заводом "Сокол". Мы продавали самолеты "МИГ-29" в Индию. Однажды, чтобы показать, что наш "МИГ" классная машина, я сел за штурвал этого огромного истребителя и полетел. Взял курс на свой губернаторский дом. Подлетел, сделал пару кругов. А мой секретарь Татьяна Николаевна выглянула из окна, и увидев меня в кабине пилота, давай крутить пальцем у виска. Потом мы взмыли в небо, улетели за облака и даже преодолели сверхзвуковой барьер. Тут мне показалось самым правильным полететь в Кремль. Но второй пилот, помятую о Русте, который в свое время приземлился на Красной площади, сказал, что это уже не ново, что нас собьют. Так отговорил меня прилететь к Борису Николаевичу.
Работа, работа и еще раз работа. А Вы когда-нибудь отдыхаете?
Отдых для меня - это, в первую очередь спорт. Я почти профессионально занимаюсь виндсерфингом. Это экстремальный вид спорта для свободных и сильных людей. Стихия моря примет не каждого. Она может быть очень разрушительной. И твой личный успех - это твоя личная сила воли плюс благожелательность со стороны ветра и волны.
А что движет миром на Ваш взгляд?
Как-то мы с моей восьмилетней дочкой гуляли по Нью-Йорку. Улицы каменные джунгли, одни небоскребы. И она мне говорит: "Папа, каким же надо быть жадным, чтобы построить такой город. Люди же рисковали своей жизнью, висели на огромной высоте. Могли упасть". До сих пор ее формула такова: миром движет жадность, алчность. Я же считаю что миром движет человеческое стремление к счастью. А счастье - это здоровье, свобода и материальное благополучие. Именно в такой последовательности. Есть в мире категория людей, для которых понятие счастье ясно и очевидно. Эта категория - беременные женщины. А у остальных для счастья вечно чего-то не хватает.
* интервью выкладываю с сокращениями. прошу обратить внимание, что ссылка при цитировании - обязательна
иначе просто ничего больше в открытый доступ не положу.