форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Categories:





Все эти дни я усиленно читаю книги по истории японской культуры. Я пытаюсь отыскать в них то, что поможет сегодня людям на далеком острове объединиться и выстоять перед лицом трагедии. Я давнишний приверженец японской культуры. Года в 23 я встретилась с Мурасики Сикибу и уже с ней не разлучалась, хотя и знавала в 18 лет Сен-Сенагон. Буквально – держала у изголовья. У меня был двух летний роман с японской поэзией и прозой. А теперь в МГУ на втором курсе я прослушала курс по японскому искусству (жаль краткий), но зато от специалиста по японской гравюре. Ну а театр Но знаком мне, как и Кабуки. Еще студенткой бегала смотреть, не говоря о приездах в Москву прославленных трупп и отдельных артистов, уже в моем сознательном возрасте. За что спасибо всемирной театральной Олимпиаде и чеховским фестивалям. Кстати, предпочитаю Но. Наша Елена Анатольевна Сердюк, охарактеризовала его так: главная цель этого театра – прикоснуться к «красоте потаенной истины». И такой перфоманс, конечно сложноват: сидят люди в кимоно на сцене и полчаса молчат, потом один из них традиционным почти ритуальным движением поворачивает голову в сторону. Раздается реплика. И снова все тихонечко сидят – отдыхают. Завораживает! Но я не об этом.

Я углубилась в проблематику синтоизма. Интересно, что приверженцы этой древней религии в храмовых постройках по сути не нуждались. Вместилищем духа можно было избрать дерево, меч, зеркало, сосуд и любые другие аксессуары, над которыми совершался обряд по выбору духов, оттого не требовался зал или некое место, в котором всегда присутствует бог. Бог в религии синто не персонифицировался, ему не принадлежал и человеческий облик. В древности все, что имело непосредственное отношение к повседневной жизни человека, будь то животные – змеи, олени, волки, обезьяны, будь то предметы природы – деревья, скалы и пр., даже предметы созданные человеком – бусы, мечи, зеркала наделялись магической силой, способной вызвать божественный дух.

Храмы этой религии делятся на два типа – хайдэн (что то типа молельни) это небольшое строение на значимом для синто месте, например объектом поклонения является гора Мива. Хайдэн установлен на одной из видовых точек. И второй тип храм – дзиндзя. Это наследие от древнейших ритуалов выстраивать краткосрочное сооружение для дней празднества. Фотографий подобных храмов нет, в связи с тем, что внутрь их не пускают никого, кроме единственного служителя. Можно найти в Интернете их названия и даже увидеть общественную зону при храме, но само святилище скрыто от любопытных глаз и даже от глаз паломников. Это анфилада просторных залов из разных пород дерева, в которых, вероятно, ведутся какие-то службы. Впрочем, мне об этом ничего не известно. Известно лишь, что каждый 49 лет такой храм разбирают и создают точно такой же, с соблюдением всех условий и ритуалов на соседнем ему участке.

Синтоиская вера всегда сосуществовала с буддийской верой. Она неотрывно была связана с сельской общиной и праздники весеннего и осеннего равноденствия, и традиция рисовой лепешки преподносимой на Новый Год и многие другие древние ее праздники пережили и буддизм и христианство. Сюда же относятся и праздники эстетического наслаждения природой – дни любований.

Синто – дословно – «путь богов». Эта религия была государственной до 1945 года. Она не имеет зафиксированного свода догм. Характеризуется обожествлением природы и ее явлений, животных и множеством обожествленных лиц. Традиционный синтоизм утверждает что: Япония порождена богами, ее императоры – живые потомки богов, боги продолжают жить во всех японцах, проявляться и действовать через них.

Синтоизм был главным идеологическим оружием японского милитаризма при подготовке и развязывании войн. Лишившись в 1945 году статуса государственной религии, синто сумела сохранить свои училища и институты и при поддержки консерваторов в правительстве ее приверженцы пытаются добиться для нее довоенных прав. Эта инфа у меня от 1972 года. (Иэнага Сабуро «История японской культуры») Как там сейчас с этим делом не знаю.

Знаю только что дела у Японии плохо. Шокирующие цифры. Тяжелейшее положение. Десятки тысяч без крова. И так много погибших, что нет возможности соблюдать буддийскую традицию.

Пострадавших в этой трагедии хоронят как жрецов культа синто.

.....

http://www.artvita.spb.ru/

Tags: общедоступное, просто так, сугубо личное
Subscribe

  • объявление

    ребята! я знаю что многие "старички" тут уже не живут, только заходят - читают. но я решила обновить список друзей - включить в свою ленту Живые…

  • а в комментариях как всегда - резвятся красавчеги

    спасибо редакции ЖЖ за интересные вопросы! приятно повстречать профессионалов

  • мой победитель!

    в этом году ЖЖ подводил итоги года и выявил у каждого из нас самые посещаемые странички. больше всего интереса вызвал мой рассказ про римскую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments