форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Быково


фото отсюда: http://fotki.yandex.ru/users/eleoev/view/206080?page=0

Беседка над прудом. На самом деле это изящное создание называется павильон. Такие архитектурные игрушки предназначались для того, чтобы позавтракать или пообедать с поэтическим видом на парк, а быть может чтобы переждать внезапную грозу, которая застала по дороге на пешей или конной прогулке. Хорошая акустика позволяла использовать помещение и для исполнения музыки. В погожий денек гости рассаживались на пикник у подножия храма пышного коринфского ордера или располагались на другой стороне пруда, - звук хорошо разносился по водной поверхности.



Об организации подобных домашних концертов, спектаклей и семейных праздненств многое известно. Так например, в пригороде Санкт-Петербурга, в Павловском парке есть каменный амфитеатр на одной стороне запруженной, а теперь обмелевшей реки Славянки.


Вид дворца в Павловске. Первая половина 1800-х годов. Офорт по оригиналу Щедрина.

Концерты давались то на одной стороне зеркала пруда, то на другой. В зависимости от замысла развлечения или как это было принято это называть - «затеи». Согласно затее избирался вид и непосредственное место.



Павловск. Зеленый амфитеатр.

Зачастую орекстр располагался в каменном амфитеатре, а зрители на другом берегу, - в долине, на траве. Во время фейверков оркестр мог исполнять музыку появляясь и посередине пруда, на плавучем пантоне. Иногда – напротив. Изысканно разодетое общество рассаживалось на теплые от солнечного дня скамьи амфитеатра и отсюда наблюдало представления в нижнем парке. Благодаря официальным протоколам – камер-фурьерским журналам, которые велись на протяжении истории Императорского дома, есть возможность точно знать где именно на территории парка и как проводили время Их Величества и Их окружение.


фото отсюда: http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000018/st001.shtml

Так становятся известны любопытные эпизоды, в которых раскрываются интимные стороны жизни высочайших супругов.

На этот раз Павел долго отсутствовал. Он подарил Павловск Марии Федровне и начал все реже появляться там. Оставив на ее попечение многочисленное потомство, и вступив на престол, он заводит себе фавортику. Основательницу мистической секты. Властительницу умов. Это его и погубит. Окончательный разрыв с женой приведет к тому, что в роковую ночь вход в комнаты к ней будет закрыт. Это отрежет императору путь к спасению. А пока, прежде чем решиться войти к супруге в этот свой приезд, он в размышлениях углубляется в парк по своей любимой «Тропинке Философов».

Следую прихотливому движению дорожки он оказывается в роще прозванной Старой Сильвией. Этот район парка получил свое название вслед за аллеей парка замка Шенонсо, где когда-то, еще в молодости, прогуливались императорские величества проводяшие свадебное путешествие – большое турне по Европе, инкогнито.


отсюда: http://blogs.inosmi.ru/users/3949004/post142262708/

«Сильвия» прячется и во французском парке Шантильи. Поэт Вио в начале XVII века воспевает красоту этой части парка в своей поэме «Парк Сильвии». Но на пике моды - Руссо. И его поэма «Аллеи Сильвии» не просто гимн природе, но ода «человеку естественному»:

"Ведь мудрому немного надо.
И скудным благам сердце радо, -
Они желанье утолят".

Естественный человек, по глубочайшему убеждению Руссо – Человек Разумный. А значит страсть должна уступить место мудрости, излишества – аскезе. Размышления приведут к гармонии и позволят руководствоваться только высокими велениями сердца. Вот что Руссо пишет в своем письме, утверждая необходимость оставить столицу, жить в деревне, в маленьком городке, ведь только там: «… страсти не столь пылки и потребности менее настоятельны… оттого что ум человека, менее разбросанный, менее затопляемый пошлыми суждениями, лучше развивается и всходит в спокойном уединении; оттого, что, видя меньше, тщательней всматриваешься; наконец, оттого, что не стесненный временем, имеешь больше досуга продумывать и доводить свои мысли до конца».

Названия – уголков парка всегда улики. Парк – это хроника внутренней жизни хозяина. И словно эхом повторенное имя излюбленного места для прогулок императора - “Сильвия” (в переводе с латыни – лес) появится еще раз в павловском парке – возникает роща “Новая Сильвия”, есть Сильвия и в другом парке Павла – в любимой им Гатчине. Подобная сентементальная привязанность к знаковым названиям и местам позволяет прикоснуться к личности монарха, наталкивает на ход размышлений императора, обращает нас и к тому нравственному выбору, перед которым Павел был поставлен.


фото отсюда: http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000018/st001.shtml

Согласно идеи создателя Павловского парка – Чарльза Камерона, центром композиции района - “Старой Сильвии”, становится круглая площадка, посредине рощи, к которой приводят двенадцать замысловатых тропинок. Так архитектор, приверженец стилистики строгого классицизма, комментрует литературное произведение века Просвящения – через зеленые кущи, с неожиданными захватывающими дух видами, к архитектурным излишествам, а от них - к пасторальным сценам. От шума Большого Каскада к тихому журчанию ручейка, а от него в хрупкую тишину рощи. От каприза – охотничего домика - Крик, к античному Амфитеатру украшенному статуей Флоры, а затем в зеленый полумрак - к памятнику родителям. Посредине выбора маршрутов, в центре круга, в сердце этого лабиринта прихотливых дорожек, направляющих прогулку кустами стриженной акации, на мраморном постаменте возвышалась бронзовая статуя Аполлона и между каждыми двумя дорожками – стояли скульптуры его восхитительных спутниц.

Тепсихора – муза танцев, Талия – муза комедии, Мельпомена – покровительница трагедии, Клио – муза истории, Флора – богиня цветов, Урания – покровительница астрономии, Эрато – муза песни, Еврерпа – богиня музыки, исполняющая свои мелодии на флейте, Каллиопа – муза гимна и героизма, Полигимния – муза красноречия. Кроме того – статуя богини любви – Венеры Каллипиги. Но в 1810 году она была похищена. Розыски скульптуры не дали никакого результата. Так вместо богини любви здесь появляется скульптура покровителя пастбищ, промышленности и дорог, посланника богов – Меркурия. Что нарушило первоначальную заложенную в композицию идею.


Фото http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000018/st001.shtml


Павел очень любил этот уголок сада. И в дальнем его районе Мария Федоровна поставит Мавзолей своему убиенному супругу. Она будет ежедневно приходить сюда дальней прогулкой… Старший сын. Александр… Екатерина Великая обожала мальчишку, разлучала его с семьей и требовала, что бы он проводил время при ее дворе прославленном свободой нравов, в то время как атмосфера семейного дома требовала от мальчика свершенно иных правил. Ключевский посвещает несколько страниц личности Александра и приводит довольно интересные факты, объясняющие двойственность этой натуры.


Юный музыкант – балованный любимец свой великой бабки –- Александр I в десятилетнем возрасте. Левицкий Д. Г. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. 1787 год.

Но в тот далекий день вся большая семья императора оказалась в сборе. За время отсутствия отца старшие дети успели выучить небольшую музыкальную пьесу и выступили с ней в сопровождении профессионального оркестра. Сюрприз – удался!

Марья Федоровна хорошо знала характер своего мужа и дорогие его сердцу привычки. Оттого стоило Павлу в раздумьях по дороге к зеленому храму приблизится к каменному амфитеатру, что развернут к пруду, а к роще повернут высокой стеной и прячется за деревьями, как повинуясь невидимому дирежеру по парку разлилась прекрасная музыки, которая казалось уносила прочь все печали. Павел был растроган до слез. Он идет на звуки чарующей мелодии и обнаруживает все свое семейство. Это было полное пусть и недолгое примерение. Описание этой волнительной сцены сохранилось в семейных мемуарах.

Благодаря дневниковым записям и камер-фурьерским журналам мы узнаем не только о жизни монарших особ. Именно так открываются чудеса каждодневного бытия в разбросанных по России усадьбах – очагах культурной жизни. Именно на конец XVIII века и начало XIX приходится рассцвет этой уникальной культуры. Нам рассказывали много страшных историй о диком барстве, но мы очень мало знаем об истинных просветителях и гумманистах, избравших удаленную от столицы жизнь, и проводя ее во благо родины. Совместная творческая и трудовая деятельность. Промышленность и сельское хозяйствование. Художественные, музыкальные и общеобразовательные школы для крестьянских детей. Для самых талантливых – пансионерство заграницей. Картинные галереи и роскошные дворцовые покои, доступные для посещения. Парки – даже императорские открыты для публики. Нам привычнее герои Чехова, которые знаменуют собой распад уникальной культуры. Они тоскуют по уходящему Золотому веку России, на закате которого рождены. Но есть и уникальная мемуаристика, которая позволяет заглянуть в далекую реальность родной страны и побродить там по дорожкам парка, воскрешая тем самым сцены «старой жизни», как называет ее барон Врангель.

Итак, лучезарный - Аполлон, по мнению архитектора и его высочайшего заказчика является центром Вселенной исполненной Разума - Божество Света.


Отсюда: http://vega-stern.livejournal.com/15494.html




Продолжение следует
Tags: прогулки, телефона
Subscribe

  • у нас вот так

    Италия. Комиссар полиции: Я НЕ МОГУ ИДТИ ПРОТИВ СВОЕГО НАРОДА! Начальник бригады полиции возмущен приказом правительства. Он кричит, бросив свою…

  • Лунгин

    Как бы не получилось, что эта цензура снизу оказалась ужасней цензуры сверху, той, что была в СССР. Советская цензура хотя бы исходила из одного…

  • вдогонку

    Наш линейный способ мышления о времени не согласуется также и с другим рядом недавних экспериментов. В 2002 году ученые показали, что частицы света,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments