форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Category:
День в Гатчине. Музыкальный портрет Павла I


Семён Ф. Щедрин. «Вид на Гатчинский дворец с длинного острова». 1769 г.



Гатчинские земли за время своего существования успели сменить немало хозяев. Изначально это владения Новгорода, которые около XV века отходят к Московскому государству. После поражения в Ливонской войне - переходят шведам и являются частью Ингерманландского губернаторства. В ходе Северной войны возвращены России. Гатчина (от слова «гать» - дорога через болота) своими обширными лесами и водоемами полными кристально чистой воды, «так что каждую песчинку на дне видать» , привлекла внимание Петра I и была подарена сестре - царевне Наталье Алексеевне Нарышкиной. После ее смерти передана в казну и пользуется для нужд царской аптеки. Здесь, помимо аптекарских садов – садов для выращивания лекарственных трав, располагались и усадьбы «архиятеров» - главных врачей, президентов медицинской канцелярии. В 1734 году Анна Иоановна разжалует придворного лейб-медика и подарит мызу князю Александру Борисовичу Куракину, у которого Екатерина II выкупает эти земли неподалеку от Царского села, дабы пожаловать фавориту - Григорию Григорьевичу Орлову. Именно с этого момента – с 1765 года начинается история этой загородной резиденции.


Чертежи фасадов дворца. 1760-е годы.

В 1766 году разворачиваются работы по устройству усадьбы – здесь разбивают обширный английский парк и закладывают дворец. Место для него выбирала сама императрица. Согласно записи в камер-фурьерском журнале от 15 мая, Екатерина II приезжает в Гатчину осмотреть и обговорить условия будущего строительства. Но и затем она не оставляет резиденцию своим вниманием. Императрица бывает здесь неоднократно, отслеживая этапы создания усадьбы в этой живописнейшей из местностей, близ столицы. Но работы по дворцу продвигались медленнее, чем ей бы хотелось. В своей переписке Екатерина нередко жалуется на задержки и одному из своих приближенных в 1767 году пишет: «гатчинский помещик грустен, дом к нынешнему лету еще не поспел…» Однако временное - обширное деревянное строение, на берегу Белого озера было давно готово к приемам, так же как и множественные парковые затеи, - в Гатчину теперь принято приезжать на гуляния. Вот что гласит журнал от 7 мая 1773 года императрица «осмотрела новостроящийся каменный дом и оттуда, для гуляния, следовала по увеселительным местам, потом прибыв в деревянный дом, кушать соизволила кофе и имела продолжение в разговорах с кавалерами». Создателем этого романтичного архитектурного образа - охотничьего замка, утопающего в буйной парковой зелени явился итальянец Антонио Ринальди, на тот момент ведущий архитектор Петербурга.


Гатчинский дворец. Роспись по фарфору. Вторая половина XIX века. Архитектор Ринальди. Перестройка каре Кузьмин.
* Первый концерт - перед дворцом. Духовые секстеты (два гобоя, два фагота, две волторны): Гатчинский марш, Фейер, Моцарт, Гайдн.

Место было выбрано действительно, более чем удачно – дом стоит на возвышенном месте и из его окон открывались чудесные виды на прозрачные от множества ключей озера, на речки пенистые в порогах, на далекие поля и на прилежавшие к парку леса, превращенные при Орлове в охотничий заповедник.


Иоганн Якоб Меттенлейтер. Вид из окна дворца.

Григорий Орлов так гордился прелестью своего нового владения, что посылает приглашение Жан-Жаку Руссо, большому ценителю красоты парков: «Мне вздумалось сказать Вам, что 60 верстах от Петербурга у меня есть поместье, где воздух здоров, вода удивительна, пригорки окружающие озера, образуют уголки, приятные для прогулок, и возбуждают к мечтательности. Местные жители не понимают ни по-английски, ни по-французски, еще менее по-гречески и латыни. Священник не знает ни диспутировать, ни проповедовать, а паства, сделав крестное знамение, добродушно думает, что сделано все. И так, милостивый государь, если такой уголок Вам по вкусу – от Вас зависит поселится в нем». Но Руссо так и не приедет разделить досуг фаворита, впрочем и сам хозяин не успеет насладится своей новой резиденцией.



Строительство дворца будет закончено около 1773 года, но внутренняя отделка только в конце 70-х, к моменту когда его владелец уже впадет в немилость, а в 1782 году сойдет с ума. И тогда имение будет снова выкуплено Екатериной, и на этот раз передано сыну – Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I. Подобный широкий жест со стороны матери по отношению к нелюбимому сыну можно рассматривать только как попытку удалить его от двора и в тоже время сохранять возможность вести за ним неустанное наблюдение. Как известно историю пишут победители. Оттого не удивительно что до наших дней сохранились лишь нелицеприятные или комические характеристики неугодных двору правителей. Однако вот как характеризует отношения матери и сына современник событий, сторонний наблюдатель - Массон (Массон де Бламон) Шарль Франсуа Флибер в своей книге «Секретные записки о России»:

«Тягчайшим из преступлений, совершенных Екатериной после того, как она взошла на престол, было ее обращение с сыном. Жена-убийца, без сомнения не могла быть хорошей матерью, но она была должна, по крайней мере, внимательнее относится к юному великому князю, от имени которого тридцать пять лет правила Россией. В детстве он обещал качества, которые она задушила дурным обхождением с ним. Он был умен, имел деятельный характер, расположение к знаниям; в нем жило чувство порядка и справедливости. Все это погибло, все это не имело возможности развиваться. Она нравственно убила своего сына после того, как долго колебалась должна ли она развязаться с ним на деле. Ненависть, которую она к нему испытывала, единственное доказательство того, что он сын Петра III, и доказательство весомое. Она не могла его выносить, держала вдали от себя, окружала шпионами, притесняла и унижала во всем, и в то время пока ее временщики, зачастую бывшие моложе ее сына, правили Россией и утопали в роскоши, он жил в уединении и ничтожестве, не знача ничего и нуждаясь в самом необходимом. Она добилась того, что озлобила его, сделала недоверчивым, угрюмым, странным, подозрительным и жестоким. Какова же должна быть вина матери, если она в конце концов вызывает ненависть и презрение у собственного ребенка! И какое же иное чувство могла ему внушить убийца его отца и захватчица его прав, которая на его глазах меняла целый полк фаворитов, по очереди делавшихся его угнетателями».

И далее:

«В раннем детстве он был окружен достойными людьми, в юности обещал большие способности. Следует даже думать, что странностями, усвоенными им впоследствии, он был обязан исключительно тому образу жизни, который его принуждали вести. У него есть одно преимущество перед Петром, состоящее во многих прекрасных знаниях, и главное, в трезвости и выдержанности нравов, тем более похвальных, что они доселе очень редко замечались в русском самодержце. Тому же самому воспитанию и знанию языка и национального характера он обязан еще несколькими счастливыми отличиями между ним и отцом. И если он сумеет ими воспользоваться, то не впадет в то же самое безрассудство»

Однако Павлу так и не доведется воспользоваться этими преимуществами.


Д. Г. Левицкий. Император Павел I. 1797 год.

Автор этих строк – француз Шарль Франсуа, состоял в должности гувернера и секретаря при Николае Ивановиче Салтыкове - гофмейстере, - то есть управителе двора наследника престола. Эта должность открывала перед Салтыковым чрезвычайно широкие возможности. По сути он и являлся одним из тех шпионов Екатерины, он лично держал перед императрицей ответ за все происходящее при малом дворе. Несомненно, о характере его деятельности Шарлю Франсуа было хорошо известно. Именно за свою догадливость он и был вскоре выслан на родину. Но вернувшись в Париж, оказавшись вне досягаемости, Шарль Франсуа напишет книгу, которая явится одним из немногочисленных и сравнительно объективных свидетельств о происходящем при русском престоле. Большинство документов о годах правления Павла и о его причинах смерти будут уничтожаться царским домом на протяжении поколений, оттого немногое мы знаем о нем. Но помимо скупых упоминаний в источниках, помимо кратких, чаще комичных заметок современников, нам в наследие останутся и любимые мелодии императора, некоторые из которых будут сыграны в павильоне Венеры на Острове Любви.


Остров Любви.
* Второй концерт. Павильон Венеры. Музыка для флейты траверсо. Бах, Чимароза, Керцелли, Кванц.

Идея создания этого паркового павильона, на искусственном островке (теперь он вновь соединен с сушей для удобства посетителей), на Белом озере, возникает в конце 1780 годов, после второй поездки Павла заграницу. Во время посещения замка Шантильи принц Кондэ устроит обед для великокняжеской четы на острове Любви. На память об этих днях он пришлет в подарок альбом с видами и планами этой резиденции. Создавая свою Гатчину Павел ни раз обратится к этому альбому.


Проект фасадов павильона Венеры в Шантильи. Кушелевский альбом.

Изящные, утонченные пропорции павильона и удивительное по изысканности внутреннее убранство зала словно сходят с полотен Ватто. Так легко представлять себе здесь галантное общество – изнеженных капризных дам в окружении их многозначительных и надушенных кавалеров. Большой зал украшен резными панно с изображениями цветов, пылающих сердец, колчанов со стрелами и большими зеркалами, в которых отражалась игра фонтанов, расположенных напротив каждой из высоких застекленных дверей. Наборный паркет выполнен по рисунку Ринальди, а потолок украшал живописный плафон «Триумф Венеры».


Художник-декоратор И. Я. Меттенлейтер. 1797 год.

Получив в подарок Гатчину, при всей своей ненависти к его прежнему хозяину, которого Павел считал убийцей своего отца, будущий император не сразу начинает здесь обустройство. Екатерина ограничивала сына, по сути она держала его в глубокой нужде. Салтыкову давались указания строжайше отслеживать все расходы Великого князя. Только около 1790 года начинаются работы по резиденции, с ее Высочайшего соизволения. И одним из первых залов, помимо личных покоев, выполненных любимым архитектором Павла – Винченцо Бренна, будет Мраморная столовая дворца.


В. Бренна. Акварель. 1790 год.
* Здесь пройдет лекция о музыке времен Павла, а затем третий концерт – оркестровая музыка Гатчины: Бортнянский, Фациус, Тиц.

Приблизительно в то же время – после 1790 года, начинает меняться и дворцовый парк. Супруга Павла - Мария Федоровна любила сады, оттого посвятила не мало времени прогулкам и изучению окрестностей, благодаря чему ею было выдумано на территории парка несколько забав. Так одним из сюрпризов для ее любимого - «чтобы вызвать улыбку на устах Нашего дорогого Великого Князя», стал крошечный березовый домик. Этот временный павильон на выгоне, неподалеку от Белого озера, с виду представлял собой высокую поленницу дров. С трудом в ней можно было отыскать искусно запрятанную дверцу, открыв которую Павел оказался впервые в очаровательной зале с прелестным наборным паркетом, шелковыми драпировками по стенам, со скругленными углами украшенными зеркалами. Лепные карнизы, ионические пилястры – все это было щедро позолочено, а в глубине небольшой ниши был устроен альков с широким диваном.




Интерьер березового домика. А. – Ф. Вильоле. 1792 год.

Император был в восторге от этой затеи. Она превратилась в постоянный павильон и по приказу Павла позже перед ней был выстроен портал из светлого пудожского мрамора, который должен был прятать забаву. Оттого и прозван был «Маска». С террасы портала открывался живописный вид на парк, раскинувшийся по берегам озера.


Портал Маска. В. Бренна 1797 год.
* Здесь будет дан четвертый концерт – русская крестьянская инструментальная музыка конца XVIII начала XIX века.

Помимо заботы о своем досуге в Гатчине император заботился и о жителях этой местности. После его вступления на трон по его велению здесь были построены госпитали, бесплатные ремесленные училища, церкви – православные и католические – для финского населения. Он содействовал процветанию этой земли не только тем, что привлекал на сельскохозяйственные работы б0льшую часть войск и жаловал каждому военнообязанному участок. Им выдавались ссуды разоренным и прирезались наделы прилежным труженикам. Им построены здесь фабрики и мануфактуры – фарфоровая, стекольная, суконная. Им устроена полиция и пожарные части, а о сохранности лесов заботились специальные смотрители и были организованы специальные учреждения. И во всех этих преобразованиях в отдельно взятой, осенней, императорской резиденции, легко увидеть отражение образа мыслей правителя. А раскрыть тайны его души теперь способны только любимые мелодии...

Программа фестиваля EARLYMUSIC 2011
http://www.earlymusic.ru/festivals
Tags: картинка, прогулки, ссылки, телефона
Subscribe

  • вчера

    было ровно четыре года с тех пор, как я потеряла близкого мне человека. не могла и думать чтобы тут об этом писать. а сегодня решила повторить тот…

  • что такое порнография?

    Женщина из Виллендорфа Венские музеи завели аккаунт на OnlyFans. явственно обозначилась современная проблема отношения к изображению обнаженного…

  • с добрым утром!)

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments