форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Categories:
Хотела бы обратить ваше внимание на происходящее в Пушкинском музее. С ужасом я думаю что случиться когда Антонова уже физически не сможет выходить на работу и с помощью дипломатии удерживать уникальное здание и его коллекции. Как очевидно из статьи – власти даже не согласовывают принятые им решения. Вот решили перенести хранилище музея к себе в Сколково и очень почему-то радуются.
http://www.arts-museum.ru/news/archive/2012/02/antonova_avdeev/index.php

Конечно, чтобы что-то любить или хотя бы уважать – с предметом необходимо быть хоть немного знакомым. Я знакома. Совсем чуть-чуть, но все же позвольте разделить с вами мои отрывочные знания.

Мысль об учреждении “Эстетического музея” при Московском университетете принадлежит княгине Зинаиде Александровне Волконской. В первой четверти XIX века эта образованная и одаренная аристократка, проживающая в Риме, начала хлопотать о создании коллекции западноевропейской скульптуры в Москве и даже составила программу этого музея при поддержке ученых и художников как русских, так и европейских.

Несмотря на все ее усилия, финансирования для подобного проекта найдено не было. И действительно, на это требовались фантастические средства, впрочем как и теперь. Однако ее идея – не пропала даром. Основатель факультета истории искусства – Буслаев, вместе с когортой талантливейших русских ученых – Погодина, Леонтьева, Герца и многих других, а так же финансовой помощи Боткина занялись всерьез пропагандой этой идеи и в 1889 году, спустя 50 лет после создания программы, был заложен первый камень Музея Изящных Искусств. Начинался он с небольшого Кабинета для нашего факультета.

Его коллекция состояла из значительного собрания монет (нумизматика – одна из серьезных помощниц истории искусства – деньги – одно из средств пропаганды. Кроме того, именно монеты хранят на своих полустершихся ликах и портреты и архитектурные сооружения, которые не дошли до наших дней), а так же расписные греческие вазы и 58 слепков с памятников греческой и римской скульптуры. Безусловно, знакомство с античностью, особенно важно, именно античный мир повлиял на всю последующую культуру, науку и искусство. И ведь до сих пор мы живем в парадигме предложенной нам древними греками.

В конце 80-х годов XIX века проект, при симпатиях московского общества, приобрел истинный размах. Изначальную идею Волконской, скромно реализованную интеллектуальной элитой, поддержала московская купчиха – В. А. Алексеева, которая пожертвовала в 1894 году 150 000 рублей и по ее посмертной просьбе новый музей был назван именем безвременно почившего императора Александра III. Как это не занятно, но основные пожертвования на протяжении 18 лет, музей получал из женских рук. И особое покровительство от Великой Княгини Елисаветы Федоровны (http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=216). На ее средства приобретена уникальная коллекция восточных древностей – В.С. Голенищева Таким образом, музей обратил на себя внимание специалистов со всего мира и привлек к работе знаменитых ученых – профессор Б. А. Тураев (автор одного из самых вкусных учебников по истории Древнего мира), ко дню открытия готовит издание объяснений памятников, книгу, которая получит широкую известность не только в России, но и за рубежом.

После чего коллекция музея начала пополнятся подлинниками – так возникает новый музей – так называемая Коллекция оригинальных произведений. Дарителями выступает цвет русской аристократии – ее Высочество дарует драгоценную бронзовую скульптуру Сансовино и коллекцию старо-итальнских картин. Хомяков (http://www.portal-slovo.ru/history/35499.php) – два мраморных бюста работы в стиле Бернини. Ея Королевское величество Королева Эллинов Ольга Константиновна (http://vimeo.com/27713998) неустанно интересуется ходом строительных работ и присылает в дар образцы древнегреческого искусства с Афинского полуострова.

Мало кому известно, что дочь директора музея Ивана Владимировича Цветаева (http://www.synnegoria.com/tsvetaeva/WIN/people/tsvetaev.html) – известная русская поэтесса принимала непосредственное участие в составлении программы скультурной коллекции. Умирая она завещала свое достояние на пополнение библиотеки музея.

Практически каждый зал построен на средства благодеятеля. Например Зал Праксителя создан на средства воспитателя в военном деле императора Александра II генерал-лейтенанта Юрьевича. Но мне не хотелось бы просто сыпать здесь никому, кроме историков, не знакомыми фамилиями. Я просто хочу сказать, что это уникальный музей. Туда можно приходить не только на Диора и Караваджо. Можно путешествовать по коллекциям, дарам, залам. Музей им. Пушкина складывался и создавался усилиями наиболее образованного слоя России и внимательный посетитель, еще может услышать эхо судеб. За каждым экспомнатом – стоит чья-то жизнь и История. Эти люди оставляли нам в память о себе чудесные балгодеяния, прекрасно отдавая себе отчет в важности и необходимости образования.

Наша современная элита подобным отношениям к своей стране и своему имени не может похвастать. Коллекция музея не пополнялась много лет, что не мыслимо ни для одной другой страны. Более того - наша "элита" настолько НЕобразована, что какому-ниубдь Абрамовичу даже в голову не прийдет подарить хотя бы одну картину в коллекцию, какое там. И здание в центре – созданное невероятными услилиями талантливейших и образованнейших людей страны – для них не более лакомный объект, вот хотят Фостеру отдать – чтобы как следует его переделал, да на стройке заработать. А ценные музейные экспонаты из хранилища, с которыми работают специалисты - увести за город. Министр культуры!!!! не представляет себе как функционирует этот организм.

И самое страшное – что так во всем.

Tags: просто так
Subscribe

  • Великий Четверг

    /// Иоганн Себастьян Бах — «Matthäus Passion: Erbarme dich», (Ф.Херревеге) мысли на каждый день года: https://ingailm.com/category/calendar/

  • и опять о Риме

    Питер Пауль Рубенс / «Ромул, Рем и волчица» /1616 Можно соскучиться в Риме на втором месяце пребывания, но никак не на шестом, а если пробудете…

  • .

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Великий Четверг

    /// Иоганн Себастьян Бах — «Matthäus Passion: Erbarme dich», (Ф.Херревеге) мысли на каждый день года: https://ingailm.com/category/calendar/

  • и опять о Риме

    Питер Пауль Рубенс / «Ромул, Рем и волчица» /1616 Можно соскучиться в Риме на втором месяце пребывания, но никак не на шестом, а если пробудете…

  • .