форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

Categories:

Дерек Бок. Университеты в условиях рынка

Эта книжка позволит вернуться к дискуссии о тенденциях в нашем высшем образовании. Сказать, что меня раздражают многие компоненты грозящих всем нам реформ, значит покривить против истины. Если быть точным – они меня просто бесят. В том числе, мне кажется, у любого представителя университета от всех этих разговоров о неминуемой «коммерциализации образования» должен повышаться пульс и вставать дыбом шерсть на загривке.

О проблемах такой коммерциализации говорит и профессор Дерек Бок, дважды президент Гарвардского университета. Вместе с ним можно набросать их предварительный список (и я не буду делать никаких намеков на то, что некоторые наши университеты наступают практически на все описанные ниже грабли):

Это был не смайл, это были закрывающая скобка и двоеточие. Итак, вот очень важные для меня тезисы:

1. Лицом университета является его профессорско-преподавательский состав. Если университет собирается развивать науку и образование, он обязан установить честный порядок назначения профессоров и их продвижения по службе. Администраторы, несущие ответственность за принятие таких решений, должны руководствоваться исключительно сведениями о педагогических и научных способностях кандидата и других его талантах, соответствующих академическим (!) задачам университета. Умение кандидата привлекать значительные корпоративные инвестиции или его участие в проекте, не представляющем научной ценности, но сулящем солидную коммерческую прибыль, не может служить основанием для его назначения на профессорскую должность. Пренебрежение этим принципом неизбежно наносит ущерб академической деятельности университетов, и настоящие ученые все неохотнее идут работать в такие учреждения. Одних слухов о том, что университет принимает на работу профессоров по коммерческим мотивам, вполне достаточно, чтобы снизить моральный дух преподавателей и повредить репутации вуза в глазах других ученых, начинающих подозревать, что в нем не придают особого значения качеству научно-педагогической работы.


2. Университеты должны не только неукоснительно соблюдать все правила поступления, но и в своих дальнейших решениях, регулирующих учебный процесс, руководствоваться прежде всего интересами студентов и общества, а не желанием угодить влиятельному попечителю, дать заработать преподавателям или решить какие-то посторонние задачи. Студенты часто переоценивают значение специальных курсов, представители администрации придают слишком большое значение политической конъюнктуре; и тем, и другим не хватает опыта, чтобы судить о том, что именно и как нужно преподавать. Поэтому перечень предметов и содержание учебных программ должны определяться самими профессорами университета. Разумеется, они должны учитывать законные интересы студентов и потребности общества, не преследуя посторонних целей.
Коммерциализация ставит этот принцип под угрозу, поскольку желание заработать деньги коренным образом меняет ценностные ориентиры: вместо того чтобы использовать все наличные ресурсы для обеспечения максимально высокого уровня образования, администрация начинает заботиться о том, чтобы, сохраняя свою клиентуру, максимально поднять цену за предоставляемые образовательные услуги и снизить расходы. Поскольку большинство студентов молоды и не в состоянии быстро разобраться, какой из существующих вузов им больше подходит, знаменитые университеты могут использовать свою репутацию и, предлагая более низкую плату за обучение, извлекать максимальный доход. Такая практика нарушает обязательства, которые должны быть у любого образовательного учреждения по отношению к своим студентам.

3. Нужно подумать и о том, какой нравственный пример подают студентам и другим членам академического сообщества излишне алчные администраторы. Со времен Платона и Аристотеля целью педагога было воспитание добродетели и формирование характера питомцев. Университеты годами пренебрегали этой целью, но теперь повсеместно вновь столкнулись с необходи¬мостью готовить студентов к решению моральных проблем, с которыми они могут встретиться в своей личной и профессиональной жизни. Занятия по практической этике ныне входят в учебные программы всех колледжей и профессиональных школ. Как бы ни были полезны эти занятия, студенты, конечно же, не станут относиться к ним серьезно, если заметят, что организующее их учебное заведение готово пожертвовать собственными моральными принципами, чтобы выиграть футбольный матч, подписать выгодный исследовательский контракт или заработать деньги на обучении через Интернет. Задумываясь о том, как жить дальше, учащиеся в большей степени ориентируются на пример авторитетных лиц, чем на лекции, читаемые в аудиториях. И для них не будет примера убедительнее, чем готовность этих лиц при необходимости пожертвовать грубыми материальными интересами ради некоего высшего принципа. Верно и обратное: те учебные заведения, где гонятся только за прибылью, подают худший из возможных примеров, какие бы высокопарные речи при этом ни произносились преподавателями на занятиях.

4. Постоянная борьба за финансовые ресурсы может также помешать решению главной задачи настоящего гуманитарного образования, которое призвано доказывать людям, что в жизни есть нечто более важное, чем деньги. Конкуренция уже заставила многие колледжи расширить преподавание специальных дисциплин за счет сокращения традиционных общих курсов; при этом поступающим постоянно твердят, что их будущие дипломы будут пользоваться спросом на рынке труда. Материальные блага могут приобрести еще большее значение в глазах студентов, если университеты будут все время показывать на собственном примере, что готовы пренебречь основными академическими принципами ради дополнительного финансирования.

5. Существует такая важнейшая академическая ценность, как соблюдение базовых принципов научно-исследовательской деятельности. Для получения оптимальных результатов ученые должны иметь возможность разрабатывать избранную ими тему и свободно сообщать о своих выводах, не опасаясь преследования за свои высказывания. В то же время они сами обязаны проводить исследования открыто, информируя коллег о методах и результатах и способствуя тому, чтобы работа всех, кто пытается решить ту же проблему, была максимально эффективной. Они также должны излагать свои взгляды честно и объективно. Разумеется, люди не могут избавиться от всех своих пристрастий. В любом научном учреждении есть преподаватели, которые — возможно, не отдавая себе в этом отчета, — движимы жаждой славы, желанием сделать карьеру в стенах университета или за его пределами. И все же члены научного сообщества, занятого поиском истины и знания, должны стремиться к максимальной точности и объективности, а университет — делать все возможное, чтобы оградить их от влияния посторонних факторов, способных так или иначе исказить их выводы.

6. Субсидирование исследований корпорациями заставляет университет соглашаться с тем, чтобы эти исследования были окружены известной секретностью, — ведь спонсоры, разумеется, не хотят, чтобы сделанные открытия попали в руки конкурентов. Однако с точки зрения университета и самой науки секретность чревата многими негативными последствиями. Она приводит к тому, что профессора не могут свободно общаться со своими коллегами, и отношения между ними портятся. Она разрушает доверие, поскольку одни участники научных конференций задаются вопросом, не скрывают ли другие какую-либо информацию по коммерческим причинам. Она приводит к напрасной трате времени и сил, так как одни ученые вынуждены без всякой надобности делать ту же работу, которую под покровом тайны уже провели другие. Но хуже всего то, что секретность тормозит развитие науки, которое прямо зависит от того, может ли каждый исследователь опираться в своей работе на результаты, полученные его коллегами. Негативное воздействие на исследования может оказать не только секретность, но и финансовые интересы академических ученых, вовлеченных в коммерческую деятельность. Большинство ученых убеждены, что материальные соображения не могут повлиять на их суждения, но множество примеров свидетельствует об обратном. Даже у самых добросовестных исследователей материальная заинтересованность порой вступает в конфликт с собственно научными интересами. Если университет не вмешается, эти противоречия могут усилиться и подвергнуть серьезному риску объективность научного поиска.

И как итог: Коммерческая деятельность может также повредить общественной репутации университета. На протяжении последних 40 лет наблюдается резкое падение доверия американцев ко всем социальным институтам, причем не только к правительству, но и к другим учреждениям, включая университеты.

Критическое внимание общественности к университетам возросло вместе с их влиянием. Когда обучение в колледже или профильном вузе становится непременным условием вожделенной карьеры, абитуриенты, студенты (и их родители) особенно болезненно реагируют на отказ в зачислении или неудовлетворительные отметки. Университеты богатеют и поэтому начинают внушать скорее зависть, чем симпатию. Расширение кампусов и их распространение на прилегающую территорию возбуждает растущую неприязнь в жителях окружающего района. В этих условиях агрессивная коммерциализация, скандалы и тягостные ситуации, которые она нередко порождает, лишь усиливают критическое отношение к университетам, легко перерастающее в глубокое недоверие и осуждение.

Падение доверия ставит под угрозу университетскую автономию. Газетные статьи о конфликтах интересов среди ученых, занимающихся экспериментами на людях, о деньгах, которые университеты зарабатывают, создают многочисленные поводы для вмешательства государственных чиновников. Пока правительство обсуждает, следует ли ему принимать меры, университеты, явно хватившие через край в своих коммерческих начинаниях, могут обнаружить, что атмосфера общественного доверия, некогда ограждавшая их от поспешных и необдуманных попыток государственного регулирования, исчезла и уже не может их защитить.

Конечно, вмешательство государства необходимо, если не существует реальной альтернативы. Однако следует помнить, что меры, принимаемые должностными лицами, могут диктоваться чисто политическими расчетами и далеко не всегда оказываются разумными, а зачастую порождают бессмысленную волокиту, неоправданные задержки в решении важных вопросов и бюрократические ошибки. Уже сейчас чиновники вмешиваются в дела университетов гораздо чаще, чем прежде, настаивая на улучшении представляемых ими отчетов и приведении их деятельности в соответствие с требованиями различных групп избирателей. Если доверие общества к университетам и далее будет падать, а чиновники станут еще менее считаться с университетской автономией, государственное регулирование может затронуть и такие деликатные процедуры, как зачисление студентов, назначение профессоров, составление учебных планов, а также другие сферы, которые следует оставлять на усмотрение самих университетов.

* * *

Список угроз мы с вами можем продолжать и продолжать. Буду признателен, если вы найдете время поделиться вашими соображениями в комментариях. Кажется, остро необходимы публичные дискуссии. Одну-две таких обязательно проведу – надо только определиться с наиболее подходящей площадкой.

ДЕРЕК БОК. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования / предисловие Даниила Александрова; пер. с англ. С. Карпа. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 224 с. — (Серия «Теория и практика образования)»

Книжка выпущена нами под научной редакцией и по инициативе Даниила Александрова совместно с Европейским университетом в Санкт-Петербурге.
отсюда: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=381659645252906&set=a.241529215932617.61053.100002266203373&type=1&theater
Tags: facebook, образование, ссылки
Subscribe

  • Великий Четверг

    /// Иоганн Себастьян Бах — «Matthäus Passion: Erbarme dich», (Ф.Херревеге) мысли на каждый день года: https://ingailm.com/category/calendar/

  • и опять о Риме

    Питер Пауль Рубенс / «Ромул, Рем и волчица» /1616 Можно соскучиться в Риме на втором месяце пребывания, но никак не на шестом, а если пробудете…

  • .

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment