Я думаю, мало кто видел этот замечательный памятник близко и бывал внутри. Поэтому решил выложить съемку, сделанную в мае 2011 года, когда довелось там побывать в День музеев.
Поскольку Петровский дверец сам по себе широко известен, позволю себе быть малословным, тем более что специально этой темой не занимался.
Здание построено в 1776-1780 годах на въезде в Москву со стороны Петербурга для временного пребывания царских особ. Впрочем, подразумевавшаяся в этом качестве при строительстве Екатерина II остановилась в нем впервые лишь в 1786-м.
Проект выполнил Матвей Федорович Казаков, и это, наверно, ярчайшее его произведение, к тому же такое, что не приходится сомневаться в единоличном авторстве зодчего, часто занимавшегося трансформацией и "привязкой" к местности чужих замыслов.
Это одно из первых сооружений в "готическом вкусе" - как его понимали на тот момент, а понимали широко: тут и не только готика, но и Турция, и допетровская Россия. Турецкие аллюзии неслучайны: свежа была победа в Русско-Турецкой войне, а Екатерина носилась с "Греческим проектом" отвоевания Константинополя. За два года до закладки Петровского дворца такая романтическая архитектура впервые была явлена во временных увеселительных павильонах торжеств по случаю окончания войны, выстроенных на Ходынском поле В.И.Баженовым и М.Ф.Казаковым. Успех этой архитектурной бутафории предопределил стилистику и композицию Царицына, а Петровский дворец даже выводит заданную тему на другой уровень. В нем появляется "купол св. Софии" - атрибут ряда зданий появившихся в рамках "Греческого проекта" (в первую очередь храмы: собор Св. Иосифа в Могилеве Н.А.Львова и Софийский собор в Царском Селе Ч.Камерона и И.Е.Старова). "Русскую" тему представляет крыльцо с кувшинообразными столбами и висячими "гирьками". Аналогичные "полустолбы" есть и на углах дворца. Но вообще детали по-барочному причудливы и фантастичны.
Дворец окружен оградой с "крепостными" башенками, флигелями и воротами. То есть, перед нами как бы город-крепость, допустим, Константинополь-Стамбул.
В 1812 г. во дворце в течение четырех дней была ставка Наполеона, потом он подвергся разграблению, горел. Поэтому интерьеры были сильно поновлены при Николае I. Я, честно говоря, затрудняюсь сказать, что там от Казакова осталось, кроме пространства.
Недавняя история всем известна - Авиационная академия, а с 1998 - реставрация и реконструкция под Дом приемов московской мэрии и отель. Работы завершились в 2009-м. Сам дворец отреставрирован неплохо, но территорию "нагрузили" подземной хренью в лужковском духе, поэтому сзади из земли вырываются какие-то световые фонари, вентиляция, пандусы, съевшие пространство придворцового сада. Этого всего из-за забора не видно, так что смотрите здесь :-)
В одном из залов первого этажа выставлен макет дворца.
Задняя часть ограды с башнями на нем почему-то отсутствует. Не знаю, может, я темный, но не помню такого, что они появились позднее.
Все остальное, что удалось увидеть и что представляет интерес, находится на втором этаже.
Это лестница, ведущая туда.
Один из боковых залов.
Центральный подкупольный зал.
Для пришедших на экскурсию была разыграна какая-то самодеятельная по уровню лабуда (это как бы Екатерина и Потемкин рассказывают историю дворца, хи-хи-хи...)
Гризайлевый купол, конечно, впечатляет
Ну, и в завершение - "клешни краба" - дуги флигелей и башенки ограды.
Поскольку Петровский дверец сам по себе широко известен, позволю себе быть малословным, тем более что специально этой темой не занимался.
Здание построено в 1776-1780 годах на въезде в Москву со стороны Петербурга для временного пребывания царских особ. Впрочем, подразумевавшаяся в этом качестве при строительстве Екатерина II остановилась в нем впервые лишь в 1786-м.
Проект выполнил Матвей Федорович Казаков, и это, наверно, ярчайшее его произведение, к тому же такое, что не приходится сомневаться в единоличном авторстве зодчего, часто занимавшегося трансформацией и "привязкой" к местности чужих замыслов.
Это одно из первых сооружений в "готическом вкусе" - как его понимали на тот момент, а понимали широко: тут и не только готика, но и Турция, и допетровская Россия. Турецкие аллюзии неслучайны: свежа была победа в Русско-Турецкой войне, а Екатерина носилась с "Греческим проектом" отвоевания Константинополя. За два года до закладки Петровского дворца такая романтическая архитектура впервые была явлена во временных увеселительных павильонах торжеств по случаю окончания войны, выстроенных на Ходынском поле В.И.Баженовым и М.Ф.Казаковым. Успех этой архитектурной бутафории предопределил стилистику и композицию Царицына, а Петровский дворец даже выводит заданную тему на другой уровень. В нем появляется "купол св. Софии" - атрибут ряда зданий появившихся в рамках "Греческого проекта" (в первую очередь храмы: собор Св. Иосифа в Могилеве Н.А.Львова и Софийский собор в Царском Селе Ч.Камерона и И.Е.Старова). "Русскую" тему представляет крыльцо с кувшинообразными столбами и висячими "гирьками". Аналогичные "полустолбы" есть и на углах дворца. Но вообще детали по-барочному причудливы и фантастичны.
Дворец окружен оградой с "крепостными" башенками, флигелями и воротами. То есть, перед нами как бы город-крепость, допустим, Константинополь-Стамбул.
В 1812 г. во дворце в течение четырех дней была ставка Наполеона, потом он подвергся разграблению, горел. Поэтому интерьеры были сильно поновлены при Николае I. Я, честно говоря, затрудняюсь сказать, что там от Казакова осталось, кроме пространства.
Недавняя история всем известна - Авиационная академия, а с 1998 - реставрация и реконструкция под Дом приемов московской мэрии и отель. Работы завершились в 2009-м. Сам дворец отреставрирован неплохо, но территорию "нагрузили" подземной хренью в лужковском духе, поэтому сзади из земли вырываются какие-то световые фонари, вентиляция, пандусы, съевшие пространство придворцового сада. Этого всего из-за забора не видно, так что смотрите здесь :-)
В одном из залов первого этажа выставлен макет дворца.
Задняя часть ограды с башнями на нем почему-то отсутствует. Не знаю, может, я темный, но не помню такого, что они появились позднее.
Все остальное, что удалось увидеть и что представляет интерес, находится на втором этаже.
Это лестница, ведущая туда.
Один из боковых залов.
Центральный подкупольный зал.
Для пришедших на экскурсию была разыграна какая-то самодеятельная по уровню лабуда (это как бы Екатерина и Потемкин рассказывают историю дворца, хи-хи-хи...)
Гризайлевый купол, конечно, впечатляет
Ну, и в завершение - "клешни краба" - дуги флигелей и башенки ограды.