Договор против всех
Оригинал взят у
antoin в Договор против всех
Мне очень нравится один отрывок из знаменитой истории раннего английского права сэра Фредерика Поллока и Фредерика Уильяма Мейтланда:
"Мы так долго указывали на позднее развитие договорного права, что теперь следует бросить взгляд на другую сторону картины. Специалист, который учил нас, что "движение прогрессирующего общества до настоящего времени было движением от Статуса к Договору", сразу же добавлял, что феодальное общество управлялось договорным правом. В этом нет парадокса. В самые феодальные столетия люди могли с помощью договоров, будто то формальный договор о вассалитете или рекомендательное соглашение, добиваться того, чего они не могут так получить сегодня. Они могли обещать в договоре стоять плечом к плечу в случае войны "против всех людей, кто может жить и умереть"; они могли (как говорит Книга Судного Дня) "перейти со своей землёй" к любому лорду, который им нравился; они могли сделать так, чтобы отношения между королём и подданным выглядели как результат исполнения соглашения; договорное право угрожало проглотить всё публичное право".
Они совершенно правы насчёт договорного характера феодального общества, но больше прочего меня цепляет здесь условие биться "против всех людей, кто может жить и умереть" (“against all men who can live and die”), которое, насколько помню, было обычным взаимным обязательством арендодателя и арендатора, наряду с обязательством совместно защищаться от врагов в суде. Очень уж оно... предусмотрительно сформулировано.
"Мы так долго указывали на позднее развитие договорного права, что теперь следует бросить взгляд на другую сторону картины. Специалист, который учил нас, что "движение прогрессирующего общества до настоящего времени было движением от Статуса к Договору", сразу же добавлял, что феодальное общество управлялось договорным правом. В этом нет парадокса. В самые феодальные столетия люди могли с помощью договоров, будто то формальный договор о вассалитете или рекомендательное соглашение, добиваться того, чего они не могут так получить сегодня. Они могли обещать в договоре стоять плечом к плечу в случае войны "против всех людей, кто может жить и умереть"; они могли (как говорит Книга Судного Дня) "перейти со своей землёй" к любому лорду, который им нравился; они могли сделать так, чтобы отношения между королём и подданным выглядели как результат исполнения соглашения; договорное право угрожало проглотить всё публичное право".
Они совершенно правы насчёт договорного характера феодального общества, но больше прочего меня цепляет здесь условие биться "против всех людей, кто может жить и умереть" (“against all men who can live and die”), которое, насколько помню, было обычным взаимным обязательством арендодателя и арендатора, наряду с обязательством совместно защищаться от врагов в суде. Очень уж оно... предусмотрительно сформулировано.