форева ёрс (inga_ilm) wrote,
форева ёрс
inga_ilm

...

Фанфары, сопровождающие весть о 50 месте МГУ в мировом рейтинге репутаций университетов Times Higher Education THE-2013, гремят в знакомой отчетно-верноподданной тональности. А как же: на 1/5 реализована чеканная формулировка из указа президента от 7.05.2012 г. № 599 «вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов»; достигнут один из показателей повышения эффективности и качества услуг в сфере высшего образования по распоряжению правительства 2620 от 30.12.2012 и т.д. и т.п. Одним словом, верную дорожную карту начертали российским университетам.


Однако репутация на мировом научно-образовательном рынке зарабатывается отнюдь не фанфарами, а тяжелым трудом многих поколений преподавателей, исследователей, студентов и аспирантов. Именно их и нужно от души поздравить. Первые выучили, а вторые – в основном те, кто смог уехать и стать известным ученым – оценили заслуги МГУ, отраженные в рейтинге: средний стаж научной работы опрошенных экспертов составляет 17 лет. Так что успех вузов в 2013 году определяли те, кто получил ученую степень не позже 1996-1997 года, а стало быть, начинал учиться в перестройку.

Университетский менеджмент: факты и цифры

В репутационном рейтинге THE 2013 вес «исследовательских» баллов по отношению к «преподавательским» 2:1. Высокая позиция вуза в рейтинге означает не только качество, востребованность исследований, проводимых его преподавателями/учеными, в мире, но и возможность этими самыми исследованиями заниматься. То есть адекватность организации учебного процесса, университетского менеджмента, структуры и оплаты труда преподавателей заявляемым мировым амбициям.

В среднем в зарубежном вузе учебная нагрузка профессора не превышает 6 «горловых» (т.е. лекции и семинары) в неделю. Сделаем поправку на модульное обучение: в отдельные пару-тройку месяцев нагрузка может несколько повышаться. Но основная задача профессора исследовательского университета – это наука и ее расширенное воспроизводство в ходе обучения студентов: бакалавров, магистрантов, аспирантов. Они, в свою очередь, не мечутся по подработкам, а также имеют возможность получения дополнительных стипендий и займов на обучение. Наконец, в ведущих университетах мира число магистрантов и аспирантов превышает число обучающихся на программах первого уровня – и отнюдь не за счет уменьшения числа мест для последних.

Любой желающий может посчитать «горловую» нагрузку того или иного российского профессора по расписанию занятий на сайте своей alma mater. Цифры могут достигать 26 часов в неделю – и никакими доплатами не компенсировать такие трудозатраты, а озвучивание имени вуза и собственно профессора чревато для последнего перспективами непродления контракта.


http://www.fontanka.ru/2013/03/07/074/
Tags: образование, общедоступное, ссылка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments