По воле начальства я удостоился быть в числе депутатов, отправленных населением Степного края в Петербург для выражения верноподданнических чувств и поднесения хлеба–соли Белому Царю и Царице, по случаю бракосочетания Их Императорских Величеств. Собравшись предварительно в Омске, депутаты
В каких–нибудь
Николаевский Зимний дворец как внешним, так и внутренним великолепием произвел на нас, сынов степей, сильное впечатление. Дворец громаден. Мы долго любовались этим дворцом и удивлялись, как могла создать человеческая рука такую громаду. Если мое предположение не ошибочно, то могу сказать, что дворец с каждой стороны имеет приблизительно по 150 окон, не уступающих по величине дверям любого дома. Во дворце находится несколько громадных зал, убранных весьма роскошно. В одном из зал, Николаевском, происходил прием депутатов, которые в нем поместились свободно. По глазомеру я определил, что длина зала будет приблизительно 100 шагов, ширина 33 шага, от потолка до пола будет 20 аршин. В зале, у стен стояли позолоченные кресла, на стенах смежной комнаты висят картины с изображением военных действий и выдающихся героев последнего столетия. Между картинами мы заметили изображение
Свита Его Величества была в вышитых золотом мундирах, в белых брюках. Нас и других депутатов представлял Их Императорским Величествам господин Министр Внутренних Дел, докладывая, от какой народности и от какого сословия депутаты.
Во дворце мы видели так называемых скороходов. Они все сияли в золоте. Между прочим мы обратили внимание на четырех арабов, разодетых в вышитых золотом костюмах. Лицо и руки их были черного цвета. Нам говорили, что они служат при Их Величествах, Государем и Государыней, подавая Им кушанья.
На другой день, с дозволения Степного Генерал–Губернатора, я отправился в Петропавловский собор, чтобы возложить на могилу в Бозе почившего Императора серебряный венок, с надписью: «Великому Миротворцу, Александру III — от волостного управителя Сейтеневской волости Семипалатинской области Т. Норекенева».
Громаден и величествен Петропавловский собор, где погребены все русские государи, начиная с Петра Великого. Все посетители молились у могилы Александра III, и мы, киргизы, вознесли молитвы, по–своему, прося Аллаха, чтобы Он дал усопшему Миротворцу небесное царство.
Затем мы отправились осматривать достопримечательности Петербурга. Посетили Эрмитаж, где собраны всевозможные редкие вещи, как древние, так и новейшие. Здесь находились вещи, оружие русских царей и подарки, поднесенные им иностранными государями и разными сословиями, а также депутатами разных народностей России. Мы видели вещи Петра Великого, сделанные им самим, удивлялись его
Из Эрмитажа пошли в дворцовую конюшню, где рассматривали парадные царские экипажи. Экипажи были позолоченные, каждый из них стоил от одного до двух миллионов рублей. В царской конюшне нам показали также карету Петра Великого, сделанную им самим. На дверцах царских карет сделаны изящные рисунки. Здесь же хранится разбитая бомбой карета, в которой был убит незабвенный Император Александр II, и те сани, в которых его везли с места катастрофы во дворец. Вышина, длина и ширина конюшни по 30 ар. Каменный свод конюшни поддерживал только один громадный каменный столб.
Мы также посетили музей, где видели изображения людей всех народов, бальзамированные трупы, трупы в спирте, человеческие черепы, кости и скелеты.
Из музея отправились в зоологический сад, где нам показали множество животных из всех частей света. Особенно из зверей казались нам диковинными бегемот, слон, лев. Говорят, что бегемот весит 150 пудов. Он не особенно высокого роста, но зато неимоверно толст, а его голова безобразно большая. Глаза бегемота маленькие, нос такой плоский, что расстояние между ноздрей в добрую четверть аршина. Из его рта, когда он сердился, выставлялись большие зубы. Слон ростом 4 аршина, его толстое туловище поддерживается на коротких толстых ногах, по сторонам головы большие уши, а нос оканчивается длинным, постепенно суживающимся хоботом. Слон свободно и мастерски владел своим хоботом. Кончиком его он брал с пола даже иголку. Слон с привязанностью собаки относится к своему вожаку и послушно исполняет все его приказания. Лев величиною почти с трехлетнего быка. Его рев внушает страх не только животным, но даже людям. Много, много было зверей и птиц в этом саду.
Были в цирке и увидели много удивительных и чудесных игр и представлений. Здесь не знаешь, чему дивиться: чрезвычайной понятливости ли дрессированных лошадей или ловкости наездников и гимнастов. Один гимнаст так высоко прыгал, что успел в воздухе два–три раза перевернуться.
Г. полковник Чириков, которому Г. Главный Начальник края поручил руководить нами, старался знакомить нас с чудесами европейской цивилизации. Он между прочим показал нам дифтеритную сыворотку и детрит и разъяснил, что сыворотка добывается из конской крови и служит средством против дифтеритной болезни, а детрит — из скотской крови, против оспы.
Муса Чорманов в начале сего столетия, побывав в Петербурге [в 1855 году — rus_turk] и приехав на родину, сказал, что кому не пришлось видеть Петербург, тому не следует уверять других, что он рожден и видел Божий свет — и это совершенно справедливо.
См. также: Поездка в Россию самаркандского купца Мирзы–Бухарина Мирзы–Абдуллина.