Падуя - один из крупных городов региона Венето. Первые поселения на этом месте возникли ещё в XI в. до н.э. Во времена Римской империи здесь уже существовал большой город Патавий. В средние века город находился под властью разных властных семейств - Гибеллинов, Скалигеров и Каррарези, пока не был включен в состав Венецианской республики в XV в.
С XIII в. город становится центром паломничества, т.к. именно здесь хранятся чудотворные мощи Святого Антония. Будучи ещё при жизни одним из самых почитаемых францисканцев, он был канонизирован практически сразу после смерти. Ещё через полвека в Падуе завершается строительство огромной Базилики Святого Антония или просто Иль Санто.
1.
Популярность Антония Падуанского не угасает до сих пор. Храм открывает свои двери рано утром, закрывает ночью, службы проводятся каждые 30 минут (такой график не встретишь ни в одной итальянской церкви, даже в кафедральных соборах многих городов). Ежегодно святыню Св. Антония посещают более 6 миллионов человек!
2.
Базилика сочетает в себе архитектурные элементы разных стилей. К готическому храму пристроен романский фасад, "византийские" купола по образу Базилики Св. Марка в Венеции и колокольни, похожие на минареты.
Несколько деталей экстерьера (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).
3.
Этому храму присуждено почетное звание папской базилики, с прямым подчинением Святому Престолу (всего таких храмов 10, из них лишь 5 вне Рима).
4.
В середине XV в. в Падуе больше 10 лет жил Донателло. Первой его работой стала знаменитая конная статуя правителя города - кондотьера Гаттамелаты. Оригинал до сих пор стоит у базилики Иль Санто.
5.
Примерно в те же годы Андреа Мантенья создает фреску "Св. Антоний и Св. Бернардин Сиенский у монограммы Христа" над входом в собор. Сейчас на фасаде можно видеть копию, оригинал в Антонианском музее.
6.
Интерьер подвергался различным изменениям с момента постройки в начале XIV в. вплоть до наших дней.
Вторая значительная работа Донателло в Падуе - центральный алтарь. Первоначальный проект великого мастера неоднократно перестраивался. К счастью, сохранились оригинальные скульптуры и барельефы, все они встроены в алтарь XIX в.
6.
Всего Донателло создал 8 скульптур: “Распятие” (по проекту автора не входило в состав алтарной группы, а размещалось на хорах собора), “Богородица с младенцем”, “Св. Людовик Тулузский”, “Св. Франциск Ассизский”...
7.
...и четыре покровителя Падуи: “Св. Антоний Падуанский”, “Св. Иустина Падуанская”, “Св. Просдоций, первый епископ Падуи” и “Св. Даниил Падуанский”.
Также руке мастера принадлежат 11 рельефных табличек: “Погребение Христа” (в отличие от остальных работ, выполненных в бронзе, эта - из известняка), четыре чуда Св. Антония, ранее нигде не изображавшихся; их иконография была фактически разработана самим Донателло: “Поклонение мула святым дарам”, “Чудо с заговорившим младенцем”, “Воскрешение юноши” и “Чудо с сердцем скупца”, четыре символа евангелистов: “Орёл Св. Иоанна”, “Ангел Св. Матфея”, “Лев Св. Марка”, “Телец Св. Луки”, и две таблички с ангелочками.
8.
Во второй половине XIV в. кондотьер Бонифачио Лупи поручает строительство Капеллы Св. Иакова архитектору Андриоло де Санти. В последствии, для фресковой росписи капеллы были наняты Альтикьеро да Дзевио и Якопо Аванци.
Художники создают цикл с сюжетами на тему жития Св. Иакова.
9.
В последствии, Альтикьеро уже в одиночку создает один из своих главных шедевров – “Распятие”, занимающее всю центральную часть задней стены капеллы. Особенно отмечают внимание художника к бытовым деталям в толпе и мастерскому владению цветом.
10.
Капелла “делла Томба” (могилы Святого) была построена в XVI в.
11.
Центральный алтарь, на котором находится мраморная усыпальница, окружена девятью барельефами с сюжетами на тему жития Св. Антония.
12.
На следующем фото – барьельеф “Чудо с сердцем скупца”, работа Туллио Ломбардо.
13.
“Чудо с раскаявшимся”, также Туллио Ломбардо. История чуда такова: молодой падуанец ударил свою мать ногой, после чего, дабы искупить свой грех, отрезал себе обе ноги, неверно истолковав ответ Св. Антония во время исповеди. Молва о столь суровом наказании быстро облетела весь город, Св. Антоний пришел к несчастному, и, видя, что тот искренне раскаивается, приставил обе ноги на прежнее место, и они чудесным образом приросли.
14.
“Чудо с заговорившим младенцем” – работа младшего брата Туллио – Антонио Ломбардо. Мужчина подозревал свою жену в измене и отрекался от новорожденного. После молитвы Святого, младенец отчетливо подтвердил, что рожден от своего законного отца.
15.
Остальные барельефы выполнены Якопо Сансовино, Антонио Минелло и другими скульпторами XVI в.
16.
Отдельные части тела Св. Антония (речевой аппарат, язык и, если не ошибаюсь, часть колена), которые, как считается, обладают особенной силой, выставлены в специально выстроенной Капелле Сокровищ. Спроектировал саму капеллу ученик Бернини – Филиппо Пароди. К сожалению, фото внутри запрещено.
Невероятное впечатление производит Капелла благословенного Луки Беллуди (спутника Св. Антония в последние годы его жизни). Стены и своды капеллы украшены 68 фресками конца XIV в. кисти Джусто де Менабуои и его учеников. Сюжеты – жития апостолов Иакова и Филиппа, несколько эпизодов из жизни самого Луки Беллуди, а также “Распятие” и в центре капеллы – “Богородица с младенцем”.
17.
На первом левом столпе центрального нефа находится “Мадонна дель Пилястро”. Мадонна с младенцем – работа XIV в. Стефано да Феррары, в последствии была дополнена фигурами Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста учениками Альтикьеро в начале XV в. Рядом также есть фреска XIV в. “Мадонна на троне с младенцем”, приписываемая Гуариенто ди Арпо.
18.
Огромное пространство сводов центрального нефа и капелл за алтарем украшены фресками XX в.
19.
В состав Иль Санто входит и францисканский монастырь, существовавший ещё до того, как в город прибыл Св. Антоний. Последняя крупная перестройка была осуществлена в XV в. Монастырь был разделен на 4 корпуса с клуатрами. Главный клуатр (с XIX в. - Клуатр Магнолии, из-за дерева, посаженного в центре).
20.
Вдоль стен расположены усыпальницы знатных горожан XIV-XVI вв., две из которых украшены фресками Альтикьеро и Джусто де Менабуои.
Именно из этого клуатра лучше всего заметно сходство комплекса с Собором Айа София и даже с мечетями архитектора Синана (например - с Мечетью Сокколу Мехмет Паши) и его учеников - Давута Ага (Новая Мечеть) и Седефхара Мехмета Ага (Голубая Мечеть), также основанными на византийских архитектурных традициях.
21.
Клуатр Дженерали и прилегающие здания служили падуанской резеденцией главы францисканского ордена.
22.
Два других клуатра - "Парадизо" (выглядит как "клуатр Магнолии", построен на месте старого францисканского кладбища) и "Новицато" (выглядит как "Дженерали", до сих пор используется послушниками, претендующими на вступление в ряды ордена). Из "Парадизо" можно попасть в Антонианский музей. Именно здесь хранится оригинальный люнет с фасада Андреа Мантеньи.
23.
Коллекция довольно внушительная. Центральное место занимает "Пала ди Сан Френческо ди Пирано" Витторе Карпаччо (живописный город Пиран принадлежал Венецианской республике до её падения в конце XVIII в. Сейчас это территория Словении. Картина была перенесена из пиранской церкви Св. Франциска в базилику Иль Санто на сохранение во время второй мировой войны). Капелла Св. Агаты базилики была переосвящена в капеллу Св. Розы Лимской, алтарный образ - “Мученичество Св. Агаты” Джанбаттиста Тьеполо теперь также в музее. Также стоит обратить внимание на картину "Усекновение главы Иоанна Крестителя" Джанбаттиста Пьяццетты и внушительную коллекцию церковных облачений разных веков, в том числе и личную мантию папы Сикста IV.
24.
Вплотную к базилике пристроена Капелла Сан Джорджо. Раймондино Лупи, маркиз города Соранья, начал строительство в 1376 году, в качестве погребальной часовни. После смерти маркиза, его племянник Бонифаччо Лупи достраивает капеллу.
25.
К тому времени уже была завершена роспись капеллы Св. Иакова внутри базилики и зарекомендовавший себя Альтикьеро получает заказ на роспись стен и сводов.
Художник создает потрясающий фресковый цикл. На контрфасаде изображены сцены из Нового Завета. Сюжеты правой стены посвящены житиям Св. Георгия, левой – Екатерины Александрийской и Луции Сиракузской. В алтарной части находится фреска «Распятие», считающаяся одной из наиболее выдающихся произведений итальянской живописи XIV в.
26.
Соседнее с капеллой здание – Скуола дель Санто или Сколетта. Здание было построено в середине XV в. и служила приватной часовней братства Св. Антония.
27.
В начале XVI в. строится второй этаж – просторный зал для заседаний. Сразу после постройки, зал украшается фресками, изображающими жития Св. Антония. Молодой Тициан, переехавший в Падую, спасаясь от венецианской чумы, получает свой первый большой заказ именно здесь; его кисти принадлежат три фрески: “Чудо с заговорившим младенцем”, “Чудо с ревнивым мужем”, и “Чудо с раскаявшимся”.
28.
Другие фрески зала – работы Франческо Вечеллио (старший брат Тициана), Бартоломео Монтаньи, Доменико Кампаньолы и др.
29.
В XVIII в. лестницу, соединяющую церковь с залом и внутренний двор перестраивают по проекту Джованни Глориа.
30.
31.
В следующих постах продолжу рассказ о Падуе.