Деревушка Экуи в Верхней Нормандии с населением около 778-ми (2009 год) человек тесно связана с историей и правлением Филиппа Красивого (1285-1314) и его знаменитого министра финансов Ангеррана де Мариньи (1260-1315). Здесь расположена коллегиальная церковь Нотр-Дам, уникальный памятник той эпохи, построенная как раз Мариньи. Поскольку немногим известен этот замечательный памятник, то предлагаю ознакомиться с ним у меня на форуме. Там я собираю материал.






А сейчас немного об экуи из книги Жана Фавье, посвященной Ангеррану де Мариньи:
"Созидание домена увенчалось учреждением капитула в Экуи. Церковь Сент-Обен в Экуи с 1141 г. принадлежала Бек-Эллуану, который уступил ее королю: Мариньи получил над ней патронат примерно в 1308-1310 гг. В январе 1311 г. с одобрения Алис де Монс основание капитула регулярных каноников было подтверждено хартией, заверенной архиепископом Руанским, королем и папой. В XVIII в. документы, относящиеся к этому событию, хранились в архивах коллегиальной церкви. Капитул Руана, архидиакон нормандского Вексена и кюре Экуи одобрили это нововведение, о котором очень быстро стало известно повсюду: Жоффруа Парижский также высказался по этому поводу:
Это был тот, кто в Экуи
Поместил церковных каноников.
В капитул были вложены значительные средства. Мариньи выделил на него 420 турских ливров ренты, приобрести которые позволил король. В действительности, Ангерран уступил капитулу в общей сложности 260 ливров ренты в Васкее, Лонгейле, Морте-мер-ан-Лионе, Л'Иль-Дье и Ри, причем в трех последних ренты местных церквей, а также ренту в Оти. Но в 1314 г. все эти выплаты еще не были переведены, поскольку ренты были конфискованы наряду с другим имуществом Ангеррана, и Людовику X пришлось, в качестве компенсации, выделить капитулу земли в Туфревиле и некоторые права в местностях Васкей и Экуи. Помимо того, Ангерран пообещал каждому канонику двенадцать полных возов леса, но из леса Баквиль он мог получить лишь сто возов; король добавил ему сорок четыре недостающих.
Архиепископ Руанский, Бернар де Фарж, даровал им права на лес в Лионе (Lyons), а Жан де Лион, врач Людовика Наваррского, выделил 40 ливров ренты и права собственности на свои владения в Лионе, Тронке, Бофиселе и Лорло, сохранив за собой право на пожизненное ими пользование. Папа, в свою очередь, даровал отпущение грехов посетителям этих мест: на один год и на сорокадневный пост во время праздников Св. Девы Марии, Св. Иоанна Крестителя, Св. Петра, Св. Павла и Св. Людовика, и на сто дней в течение их октав; чуть позже он распространил свою милость также на рождественские праздники, на Пасху, Троицын день, святую Пятницу, на праздник Освящения церкви, а также на всех тех, кто сделает пожертвования для коллегиальной церкви.
Мариньи дал капитулу устав в акте об его основании: присутствие во время богослужений и распределение канониальных и приходских служб, раздача пребенд, получение прибыли, порядок назначения сановников были строго урегулированы. В числе двенадцати каноников были декан, певчий и казначей, а также викарий. Покровительство оставалось за Ангерраном и, после его смерти, за его потомками: сначала за сеньором де Мариньи, потом за сеньором дю Плесси. В действительности, во время Революции покровительство принадлежало госпоже д'Экуи и сеньору де Мариньи. Ангерран мог назначить двух каноников в церковный приход. Помимо того, он готовился к учреждению восьми должностей викария, чего так и не произошло. С другой стороны, Мариньи действительно открыл госпиталь в Экуи.
Похожие, но не столь значительные учреждения появились по его инициативе в Гамаше, где в 1309 г. был основан капитул, и в Менневиле, где в 1312 г. открылись две часовни, располагавшиеся, вероятно, вблизи замка.
Возводя капитул в Экуи, Ангерран приказал снести старую церковь Сент-Обен. Тремя годами позже строительство новой коллегиальной церкви Святой Богоматери в Экуи подошло к концу. Это одно из самых прекрасных и незатейливых зданий, построенных в радиальном стиле, и можно не сомневаться в том, что для его создания Мариньи обратился к одному из самых модных в творческих кругах того времени архитекторов, который, без всякого сомнения, был также автором Плесси, поскольку лепка и утолщенный фундамент обоих зданий абсолютно идентичны. Церковь имеет два нефа, простой и поперечный; ее свод появился только накануне Революции. Некогда она была отделана лепными украшениями, аналогично часовне в Плесси и Большому залу королевского дворца в Париже. Западный портал украшали три прекрасные статуи: Дева Мария, которая сейчас стоит напротив тимпана, ранее находилась напротив простенка; в оконных простенках возвышались статуи дарителей, слева Ангеррана де Мариньи, справа Алис де Монс, которые преподносили Богоматери макеты церквей. Другие сделанные по заказу Ангеррана скульптурные изображения до сих пор украшают церковь: это статуи Св. Вероники, Св. Анны, Св. Никезы, Св. Дионисия, Св. Марии Египетской, Св. Цецилии, Св. Маргариты; ранее ансамбль дополняла также скульптура Людовика Святого, к сожалению, утраченная в наши дни. Эта скульптурная группа является одним из самых выдающихся памятников пластического искусства начала XIV в. Создатели ансамбля, без всякого сомнения, творили в королевской мастерской, и Мариньи, руководивший ее деятельностью, не преминул воспользоваться своим положением для того, чтобы установить свое скульптурное изображение рядом со статуей короля на входе в королевский дворец.
Именно в церковь в Экуи было передано тело Ангеррана (точная дата неизвестна), после чего было возведено его надгробие. Эмиль Маль разрушил пользовавшуюся популярностью на протяжении многих веков гипотезу о том, что три основные фигуры памятника изображают Бога и Мариньи с Карлом Валуа, молящих о прощении... На самом же деле в этом скульптурном ансамбле представлен Христос в окружении Девы Марии и Св. Иоанна, а два ангела не имеют к данной группе отношения.
Для завершения образа коллегиальной церкви Ангерран передал ей реликвии, полученные не без участия Климента V. Например, это висящий на шее Девы Марии агнец божий из позолоченного серебра, который служил ковчегом для молока Девы, причем на его поверхности был выгравирован герб Ангеррана. К этому дару Мариньи присоединил реликвии Креста Иисуса и никогда не замерзающую кровь Св. Киприана, а также ковчег в форме канделябра из позолоченного серебра и такой же крест весом 168 унций; на всех этих предметах красовался герб де Мариньи и иногда герб Алис де Монс. Со своей стороны, Филипп Красивый преподнес в дар фалангу Людовика Святого в шкатулке для просфоры с четырьмя хрустальными пластинками. Фалангу держал в одной руке ангел из позолоченного серебра, в другой руке которого был скипетр.
Когда все было готово, 9 сентября 1313 г. в присутствии кардинала Николя де Фревиля, папского легата, двух архиепископов и одиннадцати епископов6 состоялось освящение.
Зачем нужна была эта дорогостоящая и повсюду разрекламированная затея? Мариньи, задумав и практически реализовав объединение обширного домена, который он впоследствии собирался преобразовать в титульный фьеф, хотел придать этому домену значимость известного и посещаемого культового места — заметим, что освящение состоялось во время ярмарки сукна — и сделать из церкви «Сен-Дени» основываемой им династии. В то же время, для того чтобы большая часть его домена не осталась в стороне от основных капиталовложений, он поместил церковь в некотором отдалении от центра. Следовательно, устроение капитула никак не могло помешать объединению будущего баронского поместья.
Для Ангеррана коллегиальная церковь в Экуи, являвшаяся не простым культовым сооружением, а святилищем всего домена и фамильной усыпальницей, была одной из главных составляющих его престижа и величественным подтверждением его успеха".


Единственный витраж, который сохранился с начала XIV века:


Гробница сводного брата Мариньи Жана:

В Экуи сохранились великолепный средневековые скульптуры, заказанные еще Ангерраном де Мариньи:
Святая Мария Египетская:

Святая Вероника:

Святой Никез:

А сейчас немного об экуи из книги Жана Фавье, посвященной Ангеррану де Мариньи:
"Созидание домена увенчалось учреждением капитула в Экуи. Церковь Сент-Обен в Экуи с 1141 г. принадлежала Бек-Эллуану, который уступил ее королю: Мариньи получил над ней патронат примерно в 1308-1310 гг. В январе 1311 г. с одобрения Алис де Монс основание капитула регулярных каноников было подтверждено хартией, заверенной архиепископом Руанским, королем и папой. В XVIII в. документы, относящиеся к этому событию, хранились в архивах коллегиальной церкви. Капитул Руана, архидиакон нормандского Вексена и кюре Экуи одобрили это нововведение, о котором очень быстро стало известно повсюду: Жоффруа Парижский также высказался по этому поводу:
Это был тот, кто в Экуи
Поместил церковных каноников.
В капитул были вложены значительные средства. Мариньи выделил на него 420 турских ливров ренты, приобрести которые позволил король. В действительности, Ангерран уступил капитулу в общей сложности 260 ливров ренты в Васкее, Лонгейле, Морте-мер-ан-Лионе, Л'Иль-Дье и Ри, причем в трех последних ренты местных церквей, а также ренту в Оти. Но в 1314 г. все эти выплаты еще не были переведены, поскольку ренты были конфискованы наряду с другим имуществом Ангеррана, и Людовику X пришлось, в качестве компенсации, выделить капитулу земли в Туфревиле и некоторые права в местностях Васкей и Экуи. Помимо того, Ангерран пообещал каждому канонику двенадцать полных возов леса, но из леса Баквиль он мог получить лишь сто возов; король добавил ему сорок четыре недостающих.
Архиепископ Руанский, Бернар де Фарж, даровал им права на лес в Лионе (Lyons), а Жан де Лион, врач Людовика Наваррского, выделил 40 ливров ренты и права собственности на свои владения в Лионе, Тронке, Бофиселе и Лорло, сохранив за собой право на пожизненное ими пользование. Папа, в свою очередь, даровал отпущение грехов посетителям этих мест: на один год и на сорокадневный пост во время праздников Св. Девы Марии, Св. Иоанна Крестителя, Св. Петра, Св. Павла и Св. Людовика, и на сто дней в течение их октав; чуть позже он распространил свою милость также на рождественские праздники, на Пасху, Троицын день, святую Пятницу, на праздник Освящения церкви, а также на всех тех, кто сделает пожертвования для коллегиальной церкви.
Мариньи дал капитулу устав в акте об его основании: присутствие во время богослужений и распределение канониальных и приходских служб, раздача пребенд, получение прибыли, порядок назначения сановников были строго урегулированы. В числе двенадцати каноников были декан, певчий и казначей, а также викарий. Покровительство оставалось за Ангерраном и, после его смерти, за его потомками: сначала за сеньором де Мариньи, потом за сеньором дю Плесси. В действительности, во время Революции покровительство принадлежало госпоже д'Экуи и сеньору де Мариньи. Ангерран мог назначить двух каноников в церковный приход. Помимо того, он готовился к учреждению восьми должностей викария, чего так и не произошло. С другой стороны, Мариньи действительно открыл госпиталь в Экуи.
Похожие, но не столь значительные учреждения появились по его инициативе в Гамаше, где в 1309 г. был основан капитул, и в Менневиле, где в 1312 г. открылись две часовни, располагавшиеся, вероятно, вблизи замка.
Возводя капитул в Экуи, Ангерран приказал снести старую церковь Сент-Обен. Тремя годами позже строительство новой коллегиальной церкви Святой Богоматери в Экуи подошло к концу. Это одно из самых прекрасных и незатейливых зданий, построенных в радиальном стиле, и можно не сомневаться в том, что для его создания Мариньи обратился к одному из самых модных в творческих кругах того времени архитекторов, который, без всякого сомнения, был также автором Плесси, поскольку лепка и утолщенный фундамент обоих зданий абсолютно идентичны. Церковь имеет два нефа, простой и поперечный; ее свод появился только накануне Революции. Некогда она была отделана лепными украшениями, аналогично часовне в Плесси и Большому залу королевского дворца в Париже. Западный портал украшали три прекрасные статуи: Дева Мария, которая сейчас стоит напротив тимпана, ранее находилась напротив простенка; в оконных простенках возвышались статуи дарителей, слева Ангеррана де Мариньи, справа Алис де Монс, которые преподносили Богоматери макеты церквей. Другие сделанные по заказу Ангеррана скульптурные изображения до сих пор украшают церковь: это статуи Св. Вероники, Св. Анны, Св. Никезы, Св. Дионисия, Св. Марии Египетской, Св. Цецилии, Св. Маргариты; ранее ансамбль дополняла также скульптура Людовика Святого, к сожалению, утраченная в наши дни. Эта скульптурная группа является одним из самых выдающихся памятников пластического искусства начала XIV в. Создатели ансамбля, без всякого сомнения, творили в королевской мастерской, и Мариньи, руководивший ее деятельностью, не преминул воспользоваться своим положением для того, чтобы установить свое скульптурное изображение рядом со статуей короля на входе в королевский дворец.
Именно в церковь в Экуи было передано тело Ангеррана (точная дата неизвестна), после чего было возведено его надгробие. Эмиль Маль разрушил пользовавшуюся популярностью на протяжении многих веков гипотезу о том, что три основные фигуры памятника изображают Бога и Мариньи с Карлом Валуа, молящих о прощении... На самом же деле в этом скульптурном ансамбле представлен Христос в окружении Девы Марии и Св. Иоанна, а два ангела не имеют к данной группе отношения.
Для завершения образа коллегиальной церкви Ангерран передал ей реликвии, полученные не без участия Климента V. Например, это висящий на шее Девы Марии агнец божий из позолоченного серебра, который служил ковчегом для молока Девы, причем на его поверхности был выгравирован герб Ангеррана. К этому дару Мариньи присоединил реликвии Креста Иисуса и никогда не замерзающую кровь Св. Киприана, а также ковчег в форме канделябра из позолоченного серебра и такой же крест весом 168 унций; на всех этих предметах красовался герб де Мариньи и иногда герб Алис де Монс. Со своей стороны, Филипп Красивый преподнес в дар фалангу Людовика Святого в шкатулке для просфоры с четырьмя хрустальными пластинками. Фалангу держал в одной руке ангел из позолоченного серебра, в другой руке которого был скипетр.
Когда все было готово, 9 сентября 1313 г. в присутствии кардинала Николя де Фревиля, папского легата, двух архиепископов и одиннадцати епископов6 состоялось освящение.
Зачем нужна была эта дорогостоящая и повсюду разрекламированная затея? Мариньи, задумав и практически реализовав объединение обширного домена, который он впоследствии собирался преобразовать в титульный фьеф, хотел придать этому домену значимость известного и посещаемого культового места — заметим, что освящение состоялось во время ярмарки сукна — и сделать из церкви «Сен-Дени» основываемой им династии. В то же время, для того чтобы большая часть его домена не осталась в стороне от основных капиталовложений, он поместил церковь в некотором отдалении от центра. Следовательно, устроение капитула никак не могло помешать объединению будущего баронского поместья.
Для Ангеррана коллегиальная церковь в Экуи, являвшаяся не простым культовым сооружением, а святилищем всего домена и фамильной усыпальницей, была одной из главных составляющих его престижа и величественным подтверждением его успеха".
Единственный витраж, который сохранился с начала XIV века:
Гробница сводного брата Мариньи Жана:
В Экуи сохранились великолепный средневековые скульптуры, заказанные еще Ангерраном де Мариньи:
Святая Мария Египетская:
Святая Вероника:
Святой Никез: