Дано: господский дом подмосковной усадьбы графов Мусиных-Пушкиных Валуево, бывший Подольский уезд. В инете про него ничего толкового нет. Каких то вменяемых графических материалов по Валуеву нет. Все что мы имеем - это фотосъемка, начиная с рубежа 19-20 вв. по настоящее время и материалы натурных обследований.
По истории объекта известно следующее: "В 1810-1811 годах в усадьбе был сооружен новый господский дом, поставленный на месте прежнего. Это большое двухэтажное здание с характерным бельведером и шестиколонными портиками ионического ордера с фронтонами. Фасады, обработанные "под камень", скрывают фактуру материала, из которого оно построено. Одновременно были частично реконструированы флигели, получившие небольшие портики и балконы".
В пореформенное время "При Д.С.Лепешкине Валуево было очень бережно реконструировано. Были сооружены новые ворота, ведущие на парадный двор, украшенные скульптурами оленей, а господский дом стали "охранять" металлические львы. К нему были пристроены дополнительные балоны и небольшие симметричные одноэтажные объемы, расширившие здание в обе стороны за счет ликвидации небольших частей переходов, ведущих к флигелям".
"В 1962-1964 годах под руководством Г.А.Макарова был произведены реставрационный ремонт и приспособление многих построек под санаторные нужды. В ходе них были ликвидированы пристройки к господскому дому, сделанные при Лепешкиных, однако сохранены некоторые декоративные элементы в интерьерах".
См.:http://www.uzaok.ru/viewtopic.php?f=49&t=1395&hilit=%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0+%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%83%D0%B5%D0%B2%D0%BE
И, безусловно, все отлужковлено в раннепостсоветское время.
Про качество работ умолчим... Да похоже, что и позднесоветское время мимо не прошло, дом окрашен в желтый кислотный колер.
Один из флигелей розовый,
другой желтый но не того оттенка.
Скотный и конный дворы, фасады которых выходят на парадный двор и служебные флигельки и башни окрашены охрой.
Аж четыре вида краски использовано! Архитектурный ансамбль называется, охраняемый государством! Даже у входа на территорию написано...
Львы, они на самом деле не металлические, а покрашенные серебрянкой! Редактор моей книжки про "Валуево", увидел цветную фотку львов и бодро поправил мой текст, не поставив меня в известность! Спасибо редактору большое!
Причем помимо львов парадный двор при Лепешкиных был украшен вазонами и скульптурами - а ля античными женскими образами.
Вот одна из этих девушек! Атрибутируете?
Судя по столбикам, рядом со скульптурами, ими по кругу был окружен центр парадного двора.
Возможно между столбиками были цепи, так же как в усадьбе Узкое. На зимней фотографии это просто не видно!
Вот как выглядит балкон парадного фасада снизу. Замечательны пилястры, которые прилепили на колонны! Знать бы имя автора такой оригинальной находки! Понятно, что дом без балкона выглядел стройнее!
Наличники палладианских окон первого этажа парадного фасада странные. Они доходят до окон второго этажа. Явно какая то самодеятельность и отсутствие вкуса.
Дополнительные детали, украшающие портики (парадного и паркового фасадов), окрашенные серебрянкой тоже не производят впечатления родных.
Кстати о бельведере: вот не поручусь, что он не относится к лепешкинским временам! Какие то невнятные пилястры у него, тогда как у портиков сочный ионический ордер времен Мусиных-Пушкиных. Откуда окна полуциркульные? Они явно нарушают единство стилистики. Про расстекловку и рисунок решетки на парапете даже говорить не хочется...
Заметим, что у наличников целы все элементы, ничего не отвалилось!
На фотографии конца 1940-х их просто нет. Нет даже окон, на их месте находятся входные тамбуры, устроенные при Лепешкиных с балконами над ними.
Несомненно наличники сделаны во время реставрационных работ начала 1960-х гг., когда входные тамбуры были убраны. И вот их образцы - на парковом фасаде того же господского дома.
Они существовали при купцах Лепешкиных несомненно. См. фото. Но с моей точки зрения не вяжутся с общей архитектурой дома. Мне они видятся относящимися к периоду эклектики, т.е. ко времени тех же Лепешкиных. Про балкон паркового фасада могу сказать абсолютно то же, что и про балкон парадного фасада.
В сухом остатке получаем, что реставрация 1962-1964 гг. была какой то странноватой, дом не приобрел полностью облик начала 19 в., с другой стороны, утратил часть наслоений 2-й половины 19 в., но в целом стал какой то загадочной химерой, сохранив черты обеих эпох! Получилось что то среднее! В итоге неоднозначно стоило ли вообще за эту реставрацию браться! Раз единства образа начала 19 в. не получилось, то пусть бы все стояло как есть...
Спасибо за внимание!