На протяжении веков латинский язык являлся языком богослужения, языком науки, философии, а впоследствии - школьного и университетского обучения. Прямо восходит к римским корням содержание классицизма в литературе, в искусстве, в архитектуре.
Есть и внутренний контекст римских истоков. В мышлении римлян было укоренено представление о том, что жить - значит жить среди своих. Неписаная основа европейского мышления и восприятия от микрогруппы до коммунитарной макрогруппы - микросреда, которая ассимилирует всех включаемых в нее.
Однако в Римской империи движение к микромножественной структуре общества, существующей на уровне ощутимой данности, функционировало успешно и, главное, органично. Римлянам удалось создать противоречивое единство, в котором каждая часть жила в известной мере своими культурными традициями и в то же время была полностью вписана в государственно-правовую систему империи.
Явные и не очень явные отсылки к теме римского наследия Европы встречаются в проекте Средиземноморского союза Николя Саркози. Этой же проблеме посвящена книга филолога-классика и историка античного Рима Бориса Джонсона, выбранного недавно мэром Лондона. Недавно довольно неожиданно в редакционном вступлении к интервью "Литературной газете" уполномоченного ЕС по проблемам границ Олли Рена было сказано, что в настоящее время образцом его деятельности признается Римская империя.
http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Evropa-kotoruyu-my-teryaem